В г. Ханты-Мансийске, в этнографическом музее под открытым небом "Торум Маа" состоялся праздник обских угров "Тылащ поры" – обряд угощения Луны. Этнографический музей уже в четвертый раз проводит традиционный праздник обских угров.
"Пася олэн!" - хантыйским приветствием встречали гостей работники музея, одетые в традиционные костюмы северных народов. Тем временем шли последние приготовления к празднованию обряда угощения Луны.
На просторной заснеженной полянке музея были накрыты четыре праздничных стола: печенье и конфеты заняли на столе свои почетные места, неподалеку дышит жаром большая печь и открытый очаг, на котором в двух больших котелках варится мясная похлебка. Ароматный запах, соблазнительно манит и пробуждает аппетит…
"Еще не готово", - дружно отвечают четыре кухарки, поочередно заглядывая в котелки, и дружелюбно отправляют гостей вверх по лестнице к месту предстоящего обряда. А там - настоящая деревня: чумы, прямоугольные срубные дома с опорными столбами, амбары, навесы, ловушки на зверей. Собравшиеся гости не скучали. Кто прыгал через нарты, кто метал маунт – плетеные кольца на вертикальную палку. Можно было и по музею с экскурсоводом пройтись.
Среди гостей трудно было не заметить огромного мужчину в больших меховых варежках и жилетке. Это художник кино Сергей Иванов, режиссер-постановщик кинокартины "Сталинград": "Мне очень интересна хантыйская культура. Раскрою вам небольшой секрет о своих планах. Я собираюсь снимать кинокартину в этих краях - здесь замечательная природа и люди. Сюжет строится на том, что человек попадает в авиакатастрофу, после которой полностью порывает со своим прошлым, начиная новую жизнь вне цивилизации. На создание такой сложной и трагической истории меня вдохновил этнос Севера".
А на сцене началось праздничное представление. Суть которого в том, что отец рассказывает маленькой дочери легенду появления праздника луны: "Согласно мифам, явления природы, небесные светила некогда были людьми "древнего рода". Есть предание, объясняющее постепенное уменьшение месяца: жена месяца — Солнце и Преследовательница ее мужа, вырывают его друг у друга и разрывают пополам.
Солнечной женщине досталась половина без сердца. Из нее она скатала маленького ребенка, посадила его в люльку и стала растить. Ребенок вырастал, но взрослым был всего три дня, затем снова превращался в неразумного младенца. Она снова принималась качать его, лелеять, растить - и снова он оставался взрослым только трое суток. Наконец от усталости она уже не могла поднять руки. Скатала шарик и со словами: "Я не смогла… Так пусть тебя Небо растит и лелеет!" — бросила шарик вверх. И шарик этот стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает".
Затем выступал Театр обско-угорских народов "Солнце" с танцами и песнями. А Евдокия Немусова, ведущий научный сотрудник этнографического музея, поделилась подробностями праздничного обряда: "Обряд угощения Луны "Тылащ поры" возник на стыке двух противоположных состояний природы – летнего бодрствования и зимней спячки. Он как бы способствовал переходу от холодного времени года к теплому, от темных дней к светлым. Это стремление средствами магии обеспечить размножение рыбы, приплод животных, благополучие людей. В жизни я всего один раз видела празднование обряда, помню только: на улице большой костер с котлом готовилось угощение луны, мне тогда было шесть лет".
Прежде чем подготовиться к этому обряду принято ходить по домам и кланяться, собирать угощения. Проводить по входной двери сверху вниз лопатой и говорить: "Божественный сын пришел, божественный парень пришел" - и рассказывать о рождении луны. Нужно угостить сына и приготовить торжество, чтобы он угостился и рос дальше, - рассказала Евдокия Немусова. - Придя на праздник, жители выставляют угощения на снежный стол, так угощают народившуюся луну. Обязательно стол должен быть снежным, его делают в чистом месте не далеко от дома. На столе готовят бескровное приношение и угощения – из теста лепят фигурку животного и его по частичкам раздают, желая добра".
И вот – кульминация обряда: гости кладут угощения луне в берестяную посуду, а десять старейшин коренных малочисленных народов Севера несут ее на снежный стол. Простому зрителю нельзя заходить на территорию таинства обряда. Старейшины освящают печенье, выпечку и сладости. Лепят из теста фигурки зверей, и выходят к гостям с освященными угощениями.
Старейшины раздали каждому гостю частичку зверя, желая добра. Отдавая лапку животного, например, говорили: "если у тебя болели руки, пусть будут здоровыми!".
"Проходите, гости дорогие, к праздничному застолью, угощайтесь и радуйтесь народившейся луне!", - улыбчиво пригласили старейшины.
Студентка Ульяна Данилова, по национальности ханты, припивая горячий чай, поделилась своими впечатлениями: "Об этом празднике я знаю с самого детства, но присутствовать на нём никак не удавалось, сегодня я целенаправленно поехала в музей "Торум Маа" чтобы посмотреть как проходит обряд угощения Луны. Больше всего мне запомнилось выступление актёров на сцене. Хантыйская и мансийская мифология - уникальны. Каждая история, легенда несёт поучительный, повествовательный урок. Рассказ о месяце мне показался увлекательным и интересным, раньше я не знала никаких историй и поверий о нем. Я рада, что побывала и увидела своими глазами праздник, теперь я стала немного просвещенней. На улице прохладно, мы с друзьями немного замёрзли, но горячий чай, конфеты и национальная похлебка согрели нас и подарили чувство счастья".
РИЦ "Югра"