Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной (в том числе и сыра), рыбной пищи и яиц. От этих строгостей освобождаются (получив разрешение священника) пожилые, больные люди, дети до 14 лет, а также беременные женщины. Однако меры послабления в старину получили и коренные жители Кольского края.
Как рассказывает президент Ассоциации кольских саамов Нина Афанасьева, только в последнюю седмицу оленный народ прекращал употреблять в пищу мясо.
- Саамы приняли христианство во второй половине XVI века, - говорит Нина Елисеевна. - Тогда на Кольский полуостров стали приходить миссионеры и крестить коренной народ в православие. Саамы были язычниками, но эта вера оказалась близкой им по духу, религиозные православные нормы и праздники были восприняты достаточно легко.
Однако строгое воздержание в Великий пост для моего народа было невозможно. Ведь овощи, в том числе и лук, на Север привозили редко, стоили они дорого, а грибы, которые считались едой оленей, саами никогда не заготавливали. Питались тем, что даёт природа - щавелем, диким луком, ягодами, рыбой и оленьим мясом. Из запрещённых к употреблению в Великий пост продуктов молочные долгое время оставались для саамов пищей малышей. Дело в том, что оленье молоко можно попробовать только в апреле-мае. Оно очень густое и питательное, поэтому давали его маленьким детям или больным людям.
Но и в нынешние времена верующим саамам сложно отказаться от традиционной пищи.
- Ведь не зря оленину у нас называют саамской картошкой! Кстати, сейчас начался период, когда многие болеют. А у нас против ОРЗ и гриппа есть своё лечебное средство. Оно, между прочим, является также и деликатесом. Хозяйки именно зимой брали олений жир (белый), долго томили на огне, добавляли в эту жидкость воронику и получали очень питательное и целебное блюдо - канньц, - рассказывает Нина Елисеевна. - Хотя традиционными блюдами в Великий пост всё же были супы, пирожки и ватрушки с начинкой из рыбы и различной ягоды. Кстати, воронику ели до самой весны. Её заготавливали летом, укладывали в холщовые мешки и замораживали. Эту ягоду, как правило, ели с супами из оленины.
А морошку употребляли даже с рыбой. По сей день наши хозяйки делают своеобразный салат-пюре нювтэ. Берут несколько видов рыбы, в основном жирные, отваривают вместе с костями, затем добавляют морошку. Всё это растирают, и получается густое, очень вкусное блюдо... Но в основном в Великий пост саами едят сёмгу. И солёную, и сваренную в ухе, в которую по весне кладут дикий лук. Этот суп и питательный, и опять таки - целебный.
Газета «Мурманский Вестник» (г. Мурманск) № 44 от, 14 марта 2008 года, Татьяна Абрамова