Итогом шестилетних научных изысканий сотрудника центра изучения Арктики Галины Гурьяновой стал выпуск в свет книги «История ямальского искусства: ХХ век». Это первое такое издание на Ямале, посвященное развитию станкового изобразительного искусства – живописи, графике и скульптуре. Автор, кандидат исторических наук, продемонстрировала влияние исторических событий в стране на становление местной художественной среды. Искусствовед проследила художественные связи Ямала с ведущими центрами России.
«Искусство Ямало-Ненецкого автономного округа малоизучено как в историческом, так и в нынешнем состоянии. Обращение к нему в свете современных особенностей развития российской Арктики актуально, поскольку искусство хранит в себе знания о жизни человека в прошлом, отражает сегодняшние проблемы и мечты ямальцев», – прокомментировала Галина Гурьянова.
Материалом для монографии стали коллекции ямальских музеев. Поставив перед собой задачу приоритета исторического ракурса, исследователь на основе опубликованных данных выявила образы Ямала XVIII–XIX веков, а затем проанализировала развитие художественных процессов на территории округа в течение ХХ века.
Искусствовед связала своеобразие становления изобразительного станкового искусства с появлением в регионе знаменитых творческих деятелей, таких как Николай Пелецкий, Иван Истомин, Иван Юганелик, Петр Васильков. Напомнила о приезде в 1930-е годы на Ямал легендарного Александра Горбункова, известных сибиряков Евгения Крутикова и Вильяма Озолина. Таким образом, по мнению историка, художественный Ямал развивался как часть огромной страны, но всегда, в силу своей удаленности, был особой территорией. Галина Гурьянова считает, что история искусства – это не далекое прошлое арктического региона, а его актуальное сегодня.
ИА "Север-Пресс"