На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Ома: страницы биографии

03.04.2009 15:35

Этот посёлок, как и большинство населённых пунктов западной части нашего округа, стоит на карте НАО особняком. Такие поселения, как Несь, Пеша, Снопа, Мгла или Ома появились задолго до образования округа. Первые поселенцы в эти места пришли ещё в 17-м веке, государственная смута заставила сначала поморов проложить тракт, потом приверженцев старой веры, а затем уж и вольный люд закрепиться в местах столь отдалённых, "до коих рука государева не дотянется, и кои око всемогущее не узрит".

Так на "сумрачной территории" появилась Ома. Никто из старожилов не может объяснить происхождение её названия, как, впрочем, и топонимику деревень Шойна, Кия, Снопа, Чижа или Несь. Учёные уверены, что эти названия, данные сёлам по именам рек, на берегах которых они были построены, достались нам в наследство от древних племен Сихиртя (более известных россиянам под именем "чудь").

Когда совсем недавно мне пришлось побывать в Коми, на Усть-Усольском тракте, к моему удивлению, мы натолкнулись на поселения "Шойна-Ю" и "Кия-Мыльк". Если вторые части названий являются коми-словами, обозначающими "реку" и "гору", то звучание двух первых ни у коми, ни у ненцев или русских никаких ассоциаций не вызывает. Так что, скажем, Ома носит "иностранное" имя, а вот её ненецкое название - Хэта, то есть река, где много водоворотов.

Увидеть эту реку во всём её величии, с водоворотами и перекатами, мне так и не удалось, поскольку мои командировки в Ому чаще всего выпадали на зиму или раннюю весну. Но судя по рассказам старожилов, река Хэта действительно уж очень своенравная, требующая особого внимания. "Она и накормит, она и накажет, сыроме она его место укажет", - эту присказку мы услышали в Оме от одной бабушки, только вот что обозначает слово "сырома", она объяснить не смогла. Но, как мне показалось, это что-то очень близкое к слову "бездельник".

К реке местные жители относятся с большим почтением. В последние годы река - не только транспортная артерия, по которой суда местного торгового братства доставляют продукты и промышленные товары в Ому, но гоночная трасса для "канинских богатырей".

В этом году, правда, трасса немного подкачала: из-за постоянных перепадов погоды снежный настил так и не успел прикрыть гладкий, как зеркало, лед. Признаться, было страшно за оленей: не упадут ли, не поскользнутся ли, не покалечатся ли во время бега. Но, к счастью, все обош-лось. Единственное, что заставило членов жюри насторожиться - внезапно выступившая на "Финише" речная вода.

Здесь собрались не только гонщики с семьями, но и сотни болельщиков - вся Ома гуляла вдоль речной трассы, гостила в чуме, палатке и балках, установленных "для сугреву" замёрзших на ветру гостей. В чуме горел очаг, каждому было тепло и уютно под меховыми сводами ненецкого жилища. Здесь любому предлагали соленую рыбу, жареное на огне мясо, отварные языки и горячий бульон из оленины. Коренные жители тундры, привыкшие к сырому оленьему мясу, могли его тут же попробовать. Правда, айбурдали, в основном, пожилые оленеводы: им такая пища казалась более по душе, нежели плюшки и ватрушки.

В Оме испокон века дружно жили русские, коми и ненцы. Сейчас здесь много оленеводческих кварталов, где построены дома для оседлых тундровиков. Они отличаются от домов старожилов лишь тем, что рядом с ними стоят возы со скарбом, лежат шесты от чумов или отдыхают запряжённые в нарты олени, а на крышах пятистенок возвышаются оленьи рога.

Кстати, оленей в эти праздничные дни было много. Хозяева, приехавшие на "Канин' мэбета''", украсили своих кормильцев по всем тундровым правилам, как это всегда делали их деды и отцы. Так что и нарядные олени, и нарядные ненецкие женщины и мужчины были отличительной чертой Омы этих дней.

"Нашествие" продолжалось два дня, оленеводы успели и в гонках поучаствовать, и отдохнуть перед дальней дорогой, и продукты купить в местном сельмаге. Через два дня армия "Канин' мэбета''" умчалась в свои стойбища: кто за 60, а кто и за 200 километров, увозя с собой впечатления от "Заполярной олимпиады".

Надо сказать, что организаторами праздника - ассоциацией ненецкого народа "Ясавэй" и омской администрацией - была проведена колоссальная работа. Все было продумано до мелочей: и подарки, и рек-ламные проспекты, и ручки, и кружки с символикой праздника, и дежурная медицинская бригада, и строгое жюри, которое не допускало к соревнованиям подвыпивших гонщиков. Возможно, именно поэтому "Канин' мэбета''" и стал настоящим праздником. И ни мороз с вет-ром, ни сильный снегопад, ни рыхлый проваливающийся снег не испортили впечатления от дружеских встреч.

Газета "Няръяна вындер" (Ненецкий автономный округ) от 2 апреля 2009 года


Автор:  Ирина Ханзерова

Возврат к списку





Календарь праздников














Документы



Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]