21.01.2008 12:34
С нового года в Республике Коми начало действовать Министерство национальной политики. Новая структура создаётся не с нуля. Восемь лет, начиная с февраля 1993 года, в Коми успешно действовало Министерство по делам национальностей, однако в ходе административной реформы его объединили с Министерством культуры. С чем связано повторное создание Миннаца? Может быть, с обострением в стране межнациональных проблем, с событиями в Кондопоге, арестом в позапрошлом году лидера «Союза национального возрождения» Юрия Екишева? Министр национальной политики Валерий Коробов считает иначе.
- История нашего края, слава богу, не изобилует примерами межнациональной нетерпимости, что вовсе не означает, что у нас не проводится работа по предупреждению подобных проявлений. Это работа комплексная, её проводят и правительство, и правоохранительные органы, и общественные организации, что в итоге даёт свои плоды.
Но дело не в этом. В многонациональной республике отсутствие политического инструмента, работающего на формирование внятных межнациональных отношений, - большой недостаток. Поэтому наша республика одной из первых в Российской Федерации сформировала Министерство по делам национальностей. И это было сделано вовсе не потому, что имело место какое-то обострение межнациональных противоречий, хотя мы учитывали опыт, в том числе и негативный, других регионов. В то время проходили молодежные выступления в Якутии, волнения в других регионах, начинал бурлить Кавказ. Были проблемы, связанные с положением мусульман.
Министерство много и плодотворно работало, но в какой-то период ситуация несколько изменилась. Слишком много внимания стало уделяться вопросам фольклора, культурной жизни, а это неизбежно привело к дублированию того, чем занималось Министерство культуры. И Миннац превратился в какой-то степени в его подразделение.
- Поэтому и возникла идея объединения двух министерств?
- Конечно. Ничего плохого в том, что делал тогдашний Миннац, нет - такая работа должна проводиться, и мы будем этим заниматься. Но не нужно это ставить в качестве приоритета.
- Тогда в чем же приоритет Миннаца?
- Прежде всего, появилась необходимость на более высоком деловом и профессиональном уровне выстраивать отношения с межрегиональным общественным движением «Коми войтыр» - одной из старейших и уважаемых общественных организаций нашего коренного населения. Авторитет этой организации растет. Через ее деятельность в тесном контакте с органами государственной власти уже сейчас решаются не только вопросы общественной жизни, но и социально-экономического развития. В том числе и села, где проживает основная часть коми населения. В качестве примера: совсем недавно завершились отчетно-выборные конференции коми народа, в ходе которых было дано более двухсот замечаний и конкретных предложений деятельности власти, и они уже взяты на контроль Главой республики. Кстати, в прошлом году было дано 156 замечаний и предложений, более 60 процентов из них реализованы. В феврале 2008 года планируется проведение IX съезда коми народа, и все это настраивает на работу с ними в самом тесном ключе.
Новое дыхание приобрели финно-угорские отношения. Наша республика всегда лидировала в финно-угорском мире. И подтверждение тому - поручение Президента Российской Федерации по созданию именно на территории Республики Коми федерального финно-угорского культурного центра. Когда это поручение появилось и началась работа по его реализации, возникла необходимость создания собственного политического инструмента, который помог бы организовать практически на голом месте этот центр. Конечно, работа проходила при теснейшем сотрудничестве с федеральными структурами, в первую очередь с федеральным агентством по культуре и кинематографии.
Кстати, российский финно-угорский культурный центр - это первая федеральная структура, которая действует на периферии. Обычное их месторасположение - это Москва, редкое исключение Санкт-Петербург. А тут вдруг - Сыктывкар! Поэтому, хотим мы того или нет, республика становится центром финно-угорского мира.
- А как же это получилось, ведь коми - далеко не самый большой финно-угорский народ?
- Да, не самый большой народ, но у нас наработана самая большая практика сотрудничества и взаимодействия с другими финно-угорскими народами. Первый финно-угорский конгресс прошел у нас. И основные мероприятия, которые интересуют всех в финно-угорском содружестве, либо проходили по инициативе нашей республики, либо при ее главенствующем участии. Это происходило не на протяжении одного-двух лет, такая практика нарабатывалась в течение полутора десятилетия. К нам ездили за опытом, у нас учились, а мы с радостью этим опытом делились. В конце концов, республика приобрела большой международный авторитет: достаточно вспомнить наши отношения с Финляндией, Венгрией, Эстонией.
В какой-то степени свою роль сыграло и географическое положение республики. Мы одинаково «достаем» и до Поволжья, и до Эстонии, и до Финляндии. То, что сложилось практически, получило свое документальное подтверждение. В результате финно-угорское сообщество поддержало размещение у нас федерального финно-угорского культурного центра.
- Насколько мне известно, все было не так просто. Среди финно-угорских республик шла борьба за то, чтобы именно у них был создан этот центр.
- Шла борьба мнений. Очень активно вела себя Мордовия. Активную позицию занимает руководитель этого региона Николай Иванович Меркушкин. Надо отдать ему должное: сделано очень много и планы замечательные. Чего стоит только фестиваль «Шумбрат, Финно-Угрия!», который прошел там летом прошлого года. Его посетили Президент России, многочисленные зарубежные гости. Президент тогда подчеркнул роль и значение финно-угорского фактора в современной жизни.
- Но Министерство национальной политики - это не Министерство по делам финно-угорских народов.
- Естественно, нельзя забывать о том, что наша республика - это своеобразный плавильный котел. Более ста наций и народностей проживают на ее территории. Далеко не каждый российский регион может сказать, что он обладает таким богатым национальным набором.
- Про Коми край говорят, что под землей у нас вся таблица Менделеева, а на земле - все нации и народы, что жили в Советском Союзе.
- Совершенно справедливо. Другое дело, как это складывалось исторически. Кто-то приезжал не по своей воле, кто-то - добровольно. Но время шло, выросли новые поколения. И они тянутся к своим истокам, своей истории. Это требует от правительства четко выстроенной политической линии поведения. И это еще один из факторов, предопределивших появление нового министерства.
На сегодняшний день в республике действуют около сотни различных национальных организаций. Это и очень мощные немецкая, украинская, белорусская, еврейская диаспоры. Хорошо представлено Закавказье, в частности очень активно о себе заявляют армяне и грузины. И сам бог велел нам работать с ними. Но работать нужно не только с активом диаспоры, но и доходить до рядовых членов. Особенно закавказских, которых становится все больше и больше. А работать с активом - это почти то же самое, что читать лекцию о вреде курения некурящим людям…
- Как я понимаю, вам придется работать совместно с региональным управлением федеральной иммиграционной службы?
- Конечно, причем выстраивать свои взаимоотношения уже несколько в ином ключе, чем ранее. Но есть еще и экономический фактор, способствующий созданию министерства.
- Вы имеете в виду просьбы со стороны диаспор вроде «дай-дай, денег дай!»?
- Ни боже мой! Наоборот, необходимо подтягивать в республику опыт других стран, налаживать с ними контакты.
- То есть налаживать контакты с теми странами, чьи соотечественники проживают на нашей территории?
- Вот именно! Некоторые наши коллеги по финно-угорскому содружеству уже активно развивают эту тему. Не секрет, что у нас нарастает напряженность с нехваткой рабочей силы в производственном комплексе. И еще очень было бы интересно наладить контакты с коми диаспорой за пределами республики. Там живет коми молодежь, которая учится, о чем-то мечтает, строит свои планы на будущее. А почему бы их планы не совместить с планами нашей республики?.. Пора уже предпринимать конкретные шаги по привлечению молодежи нашей коренной национальности, живущей за пределами республики, в наши вузы, может быть даже на льготных началах.
- Но вернемся к теме работы с диаспорами. Наверняка они у вас просят деньги, но ведь на всех может и не хватить?
- С диаспорами у нас выстроены очень ответственные и деловые отношения. Такого бесконечного «дай-дай-дай» с их стороны нет. Они проводят свои мероприятия, конкретную работу. Мы это поддерживаем довольно скромными средствами. Как правило, требуется несоизмеримо больше денег. Хотя министерство начало работу только с 1 января, мы нашли возможность выстроить план работы на весь год. В нем предусмотрен в том числе ряд мероприятий, связанный с работой диаспор. И это не просто какие-то мечты и пожелания, а уже финансово взвешенные и согласованные решения, поэтому все эти «дай-дай» исключены по определению. Диаспоры сами находят средства на свои мероприятия, умеют их зарабатывать, ищут спонсоров.
- А как теперь будут выстраиваться отношения с Министерством культуры? Вы ведь вновь будете вольно или невольно их дублировать, как уже случалось с прежним Миннацем.
- Действительно, практика так сложилась, что в какой-то момент два министерства стали напоминать сиамских близнецов. Поэтому и на первом этапе, и на этапе дальнейшего сотрудничества какие-то знаковые мероприятия мы будем проводить вместе. Нас трудно разделить, контакт будет тесный, но все-таки создаваемая нами новая структура в большей степени будет носить координирующий характер. Это и работа с правоохранительными органами, с республиканскими министерствами культуры, образования, здравоохранения, с агентством по физкультуре, спорту и туризму и еще с целым рядом государственных учреждений, в том числе и федерального уровня. Этому сейчас уделяется особое внимание. Президент Владимир Владимирович Путин, назначив Дмитрия Козака министром регионального развития Российской Федерации, дал понять, что этому направлению придается приоритетное значение.
Автор:
Игорь Бобраков
Источник:
Газета "Молодёжь Севера" (Республика Коми) № 3, от 17 января 2008 года