07.02.2008 10:15
21 апреля отметит свой полувековой юбилей саамский бард Иван Яковлевич Матрехин. Не претендуя на всесторонний анализ его творчества, попытаюсь познакомить читателей «Полярки» с ним, его стихами и песнями.
Родился Иван Матрехин в селе Иоканга в семье саама-оленевода.
На берегу реки стояла Иоканга,
Древнее саамское селенье,
Поселились здесь лопи некогда -
Мудрое племя оленье...
В 1963 году семья переехала в Каневку, а село Иоканга через год было ликвидировано.
Отслужив срочную службу в Военно-инженерной академии имени Куйбышева, Иван Матрехин приехал в Мурманск, окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, сейчас работает механиком топливно-транспортной службы предприятия «ТЭКОС».
В 2004 году в Мурманском книжном издательстве вышла книжка его стихов и песен «Белый олень», а в следующем он записал диск «Здравствуй, северный народ».
Тундра – прекрасной нежности полна,
Тундра - какая сила ей дана,
Тундра – твоим просторам нет границ,
Тундра - стада оленей, стаи птиц.
В своих стихах и песнях Иван Матрехин одушевляет северную природу. Солнышко у него оживает и извиняется за то, что скупо обогревает Кольский полуостров. Здравствуй, милый северный народ,
Ты соскучился по мне, я знаю.
Но прости - таков земной полет,
Крайний Север обогрею ближе к маю.
Полярная ночь сравнивается с царицей, которая, хоть и временно, но властвует над северной землей.
Ночь - полярная царица, отчего тебе не спится?
Мягкой поступью идешь, стужу, мглу с собой ведешь,
С ними вьюги, снегопады - птицы, звери им не рады.
День над тундрой угасает, жизнь на время замирает...
Жизнь малочисленной народности саами тесно переплетается с жизнью страны и всего мира. И Иван Матрехин с болью отзывается на проблемы, в том числе экологические.
В 1970 году построили Серебрянскую ГЭС, в результате чего было затоплено село Воронье. О нем много рассказывал Ивану Матрехину его друг Василий Шаршин, иллюстрировавший книжку «Белый олень». О тоске по затопленному селу поется в песне.
Здравствуй, дом родной,
Ты для нас живой,
Жаль, что нет огня
В печке у тебя.
Залито водой
Летом и зимой
Старое село,
Очень больно, но...
Репрессии 30-50-х годов XX века не обошли стороной и затерявшиеся в тундре саамские селения. Арестовывали молодых, не оставляли в покое стариков и женщин.
Разными были причины арестов. Нелестно отозвался о колхозе или его председателе - антисоветская пропаганда.
Общался хоть однажды с оленеводом из соседней Финляндии или Норвегии - шпионаж. А как было не общаться, если Финляндия "долгие годы входила в состав Российской империи, и олени паслись везде, потом их по клейму отбирали финские и российские саамы-пастухи, бывая друг у друга в стадах.
Взяли того, с кем ты прежде работал или был знаком - связь с врагом народа.
В 2002 году вышла книга Александра Степаненко «Расстрелянная семья» о репрессиях среди саамов. Автор книги делился своими мыслями с другом Иваном Матрехиным, и под впечатлением от всего, что знал, услышал и прочитал, саамский бард написал песню «За что?»
За что? За то, что жизнь любил?
Оленей пас, семью кормил.
Или за преданность земле
Свинцом прошили в тишине?
Но поэт верит в возрождение России, в духовный расцвет ее народа. О себе же пишет так:
Я всего лишь российский саам -
Сын великой могучей России.
Верит он и в то, что оленный народ саами сохранит мудрость нации и сбережет землю предков.
Выше голову, саам,
Мудрость нации храни,
Помни: боги к небесам
Души предков вознесли.
И они глядят на нас,
Верят, что не подведем.
Землю предков сохранив,
Гордо знамя понесем.
Автор:
Нина Ежова, заведующая библиотекой средней общеобразовательной школы № 2 посёлка Ревда (Мурманская область)
Источник:
Газета "Полярная правда" (Мурманская область) № 15, от 6 февраля 2008 года