На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Вслед за "Солнцем" — на край земли..."

15.02.2008 09:34

Пять лет прошло с той поры, как в Ханты-Мансийске — городе, который стремительно наращивает культурный слой, — родился уникальный этнический «Театр обско-угорских народов — Солнце». Правда, тогда он ещё не был Солнцем. И начинался не с традиционной вешалки, а со слов: «Это невозможно!», сказанных актрисой и режиссёром Ольгой Александровой самой себе.

На реализацию проекта правительство Югры выделяло деньги. Однако Ольга Яковлевна, которая к тому времени прошла путь от начинающей актрисы до главного режиссёра молодёжного драматического театра «Иднакар» в городе Ижевске, понимала, что на пустом месте без профессионалов создать театр невероятно сложно.

Она раздумывала в течение месяца. Потом дала ответ: «Деньги не решают такие вопросы, но они могут помочь». И власть округа распорядилась: «Театру быть!»

Александрову заметили в Ханты-Мансийске летом 2002 года на финно-угорском фестивале ремёсел, куда она приехала со своим спектаклем по удмуртскому фольклору. Персоной талантливой и энергичной актрисы заинтересовались в департаменте по вопросам малочисленных народов Севера и департаменте культуры и искусства. Вот тогда и поступило ей заманчивое предложение создать в округе национальный театр ханты и манси.

Зачем ей нужно было рисковать? Ехать жить и работать куда-то на северный край земли? Чтобы понять это, нужно знать, с чего начиналась сама Ольга Александрова...

— Я коренная удмуртка, — рассказывает она. — Мои родители были учителями. Отец — лирик, гуманитарий. Окончил три факультета — филологический, исторический и географический в двух университетах. Был человеком энциклопедических знаний. К сожалению, рано умер. Мне было всего четыре года. Так что росла я без отца. Мама — мужественный человек. Серьёзная и волевая. По образованию химик-биолог. Думаю, я взяла самое лучшее от родителей: отцовскую голову и мамин характер. Отец занимался древними цивилизациями и этносами — тем, чем занимаюсь сейчас я, только воплощаю это в театре. К театральной профессии я шла всю свою жизнь. С детства занималась хореографией во Дворце культуры. А в старших классах пошла в театральную студию. Всегда знала, что буду если не балериной, то актрисой. После школы поступала в столичные театральные институты на актерское отделение. Не поступила.

 Семнадцать лет, из провинции, связей — никаких... Потом увидела объявление о наборе в ученический состав Ижевского театра кукол. Меня взяли сразу. Очень скоро из учениц перевели в актрисы. Потом я ещё дважды поступала в театральные вузы. Но увы...

Тогда сказала себе: «Всё равно актрисой буду обязательно!» И стала. Такой характер. Я окончила Московский государственный институт культуры по специальности «режиссура массовых зрелищ» и Московскую академию переподготовки работников искусства и культуры по специальности «режиссура драмы». Работала в Нижнем Тагиле, где поставила спектакль «Слово о полку Игореве» на древнерусском языке. Потом снова уехала в Москву, работала в столичных театрах актрисой.

Александрова стажировалась в «Ленкоме» у Марка Захарова и в Московском театре юного зрителя у Генриетты Яновской. Это стало для неё хорошей школой.

Большую роль в жизни будущей актрисы сыграло то, что родная бабушка и все родственники в деревне, куда Ольга приезжала на каникулы, говорили на удмуртском языке.

Бабушка, по словам Ольги Яковлевны, жила в реальной этнической и фольклорной среде. И учила внучку родному языку на «кафедре народной жизни». В городе в ту пору было «немодно» разговаривать на удмуртском.

Детство, проведённое в деревне, не прошло даром. Александрову стали интересовать «преданья старины глубокой». Она начала серьезно изучать удмуртский фольклор, мифологию и этнографию. Сейчас говорит: «Бабушка и удмуртская культура открыли для меня весь мир». Это не преувеличение. Свой счастливый билетик Ольга Яковлевна вытянула именно благодаря знаниям языка, полученным в детстве.

Она создала моноспектакль, этакое этническое действо, основанное на удмуртском фольклоре и на удмуртском языке. И сыграла его в 1994 году на международном театральном фестивале в Финляндии. Спектакль стал сенсацией. После этого на актрису посыпались приглашения отовсюду. За четырнадцать лет Александрова побывала на более чем пятидесяти международных фестивалях в более чем двадцати странах мира. Её зазывали не только как актрису, но и как режиссёра-постановщика и фольклорную певицу. В Финляндии она поставила «Записки сумасшедшего» по Гоголю, в Норвегии осуществила фольклоро-музыкальный проект «Волк из Финнскугена» («Финнскуген» переводится как «финский лес»), в котором работала с музыкантами и актерами из Норвегии, Финляндии и Швеции.

В конце концов поняла, что московская театральная богема — не для неё. И вернулась в Ижевск. Здесь ей предложили место главного режиссёра молодежного драматического театра «Иднакар», которому Ольга Александрова отдала три года. Потом были стажировки в Москве и поступление в аспирантуру, а вскоре случилась судьбоносная поездка в Ханты-Мансийск.

— Изучая удмуртскую национальную культуру, я всерьёз начала интересоваться и культурой всех финно-угорских народов. Читала много книг по мировому фольклору, — говорит Ольга Яковлевна. — Древняя культура ханты и манси стала одной из составных частей той мозаики знаний, которой мне довелось овладеть. У меня есть диссертация на тему мифологического пространства, на основе которого строится всё финно-угорское искусство. Когда я в 1996 году в Будапеште и Хельсинки познакомилась с представителями народов ханты и манси, у которых не было профессионального коллектива, уже тогда подумала: «Когда же у них будет свой режиссёр?» И потом не раз задавалась этим вопросом. Представить не могла, что этим режиссёром стану я.

Поначалу всё складывалось непросто. Перебравшись в Ханты-Мансийск в начале ноября 2002-го, Александрова начала создавать театр сначала на бумаге. Делала штатное расписание, писала устав, создавала структуру будущего учреждения. Одновременно искала кадры. А где их найдёшь, если в югорской столице никогда не было профессионального театра? Ольга Яковлевна вспомнила о талантливых ребятах, носителях традиционной культуры, с которыми когда-то встречалась на всемирных финно-угорских конгрессах и фестивалях. И вот результат: в июне 2003-го (и года не прошло!) новоиспечённая труппа дала свой первый концерт.

Кто ищет, тот найдёт — не зря говорят. Жизнь театра началась с пяти непрофессиональных актеров. Сейчас их четырнадцать. Некоторые уже окончили Югорский государственный университет, другие ещё грызут гранит науки. Многие являются выпускниками музыкальных школ, центра искусств для одарённых детей Севера, хореографических студий. Большинство артистов театра в настоящее время учатся на заочном отделении Екатеринбургского театрального института.

— Наконец-то у нас появятся первые профессионалы сценического искусства из числа коренных народов Севера! — восклицает Александрова. — Надо поблагодарить правительство Югры, которое поддерживает молодые таланты и оплачивает учёбу. Кроме того, в Югорском университете на факультете обско-угорской филологии открыта специальность «актёр национального театра». Это была наша идея, которую поддержал декан факультета Юрий Андуганов, а воплотил в жизнь ректор Юрий Реутов.

Кадровая проблема в театре и сейчас до конца не исчерпана. Ольга Яковлевна, например, работает не только как художественный руководитель, режиссёр и актриса, но ещё и как директор, педагог, драматург-сценарист. Правда, эта «многоликость» скорее от того, что в городе отсутствуют профессиональные театральные кадры и создательница театра стремится сама довести всё до уровня высокого искусства.

«Деньги не решают такие вопросы...» Верно. Решают люди, с которыми работает Александрова. Например, костюмы для актёров театра создает Людмила Молчанова — кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна промышленных изделий Удмуртского государственного университета, в одном лице и ученый, и художник. В своё время она сумела воссоздать древний национальный удмуртский костюм на основе археологических раскопок. Молчанова и Александрова начинали работать вместе в «Иднакаре». Союз двух творческих личностей оказался удачным, поэтому они не потеряли друг друга до сих пор. Сотрудничает Ольга Яковлевна и с Вячеславом Борисовым, профессором Ярославского театрального института, который стал художником-постановщиком двух спектаклей театра.

— К сожалению, приходится работать на расстоянии, в невозможных условиях, — вздыхает моя собеседница, — но зато с прекрасными специалистами! Костюмы шьются в Ижевске, декорации делаются в Москве и Ярославле...

Северная публика поначалу с недоверием отнеслась к идее создания театра правительством Югры и приезжим режиссёром. Не раз звучал вопрос: «Как зрители будут понимать постановки на хантыйском языке, если его знают единицы?»

Ольга Александрова отвечала: «Театр — это искусство. А искусство не имеет языковых преград. Оно понятно на любом языке. Разве нужно переводить молитвы, заговоры, песни?»

— Я выстраиваю спектакли на символах, на мировой знаковой системе, которая понятна всем, — рассказывает она о своей театральной кухне. — Символы едины и многозначны. Они являются своеобразным мостиком между представителями различных этнических и религиозных миров. Нет ничего более интересного, чем узнавать смыслы, скрытые за разными формами, знаками, символами.

За границей этнические театры — явление достаточно распространённое.

На международных фестивалях Александровой доводилось работать вместе с Саамским национальным драматическим театром «Бяйваш» (в переводе на русский тоже «Солнце»), национальным театром эскимосов из Гренландии, индейским театром из Канады и многими другими.

Театр «Солнце» (по-хантыйски и по-мансийски «Хатл») позиционирует себя как первый и единственный в мире национальный театр народов ханты и манси. Его коллектив сотрудничает с носителями традиционной культуры, учеными. В своей творческой деятельности опирается в первую очередь на фольклор, этно-графию и мифологию.

— Мы поступили бы нелепо, создавая из этого театра очередной реалистический или психологический театр, — считает Ольга Яковлевна. — Наша главная задача — трансформировать то, что есть в магической, сакральной природе народной культуры, которая идет из глубины веков. Создать на сцене завораживающую тайну, которую нельзя до конца постичь, а можно только чувствовать и угадывать.

Репертуар театра пока невелик. Однако каждая работа коллектива — драгоценный камень, взятый из сокровищницы этнической культуры. За пять лет на суд зрителя были представлены несколько постановок: спектакль по мотивам сказок народов Югры и спектакль, основанный на хантыйском и мансийском фольклоре «За солнцем идущие, за миром смотрящие», философская притча по картинам хантыйского художника Геннадия Райшева «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!», литературно-музыкальные композиции и концертные программы.

Первоначально театр ютился в музее геологии, нефти и газа. Потом получил прописку в Доме дружбы народов. А не так давно Ольга Яковлевна узнала, что правительство Югры приняло решение выделить средства на строительство нового здания специально для единственного в мире театра обских угров. Это стало для всего коллектива огромной радостью.

— Есть люди, есть эта земля и великий космос... и есть бездонный мировой фольклор народов Севера, которые бесконечно меня заряжают для творческого процесса, — делится режиссёр и актриса своими мыслями. — Надо сказать спасибо Богу за то, что этот источник пока еще не иссяк во мне, несмотря на сложный путь. Я всё ещё полна творческими идеями.


Автор:  Ирина Тарабаева
Источник:  Газета "Тюменские известия" (Тюменская область) № 26, от 14 февраля 2008 года

Возврат к списку





Календарь праздников














Документы



Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]