21.02.2008 12:34
В Библиотеке национальностей (на Гороховой ул., 41) прошло очень интересное и доброе мероприятие – День «Калевалы». Литературная жизнь знаменитого финского эпоса началась благодаря подвижнику-составителю Лённроту, но руны, из которых "Калевала" состоит, издревле существовали у многих финно-угорских народов, населяющих нынешнюю Ленинградскую область. «Калевала» оказала сильное влияние на фольклор и культуру этих коренных народов. Поэтому в конце февраля праздник в её честь уже стал традиционным.
Фолк-группа «Бестиарий» в этот раз провела праздник несколько раньше установленного календарного. У мероприятия была ещё одна важная привязка – уже шесть лет как существует «Водский проект».
Водь, вожане – очень малочисленный, но тем не менее издавна живущий недалеко от Петербурга народ. У него есть свой язык, свои традиции, свои национальные орнаменты, свои песни и музыкальные инструменты. До недавнего времени был даже свой музей, который сгорел в 2006 году (в результате погиб уникальный инструмент – кантеле, однако сохранился чертёж, и один из музыкантов «Бестиария» создал на его основе действующую модель). Есть и энтузиасты, которые стараются сберечь и популяризировать уникальную культуру водского народа, обучать родному языку детей, возродить утраченное в ходе бурь двадцатого столетия с его переворотами, войнами, депортациями и переселениями народов.
В залах библиотеки была развёрнута выставка с картинами и фотографиями. Так, художница Ольга Лаврухина сделала иллюстрации к водской азбуке, которая ещё ждёт своего издателя. А на фото можно было видеть различные предметы быта вожан – например, круглый сундук для приданого, фотографии народных праздников, портреты взрослых и детей в национальных костюмах и т. д.
Краевед Константин Ульяночкин открыл День «Калевалы» рассказом об истории края – Водской пятины (так называлась наша земля при новгородцах). Собравшимся также интересно было услышать лекцию о кантеле – причём музыкант ещё и показывал на самом настоящем инструменте, каким образом на нём играли, каковы были традиции исполнения в разных местностях и при разных обстоятельствах. Можно было составить себе достаточно яркое представление о сути финно-угорской народной музыки, которая, подобно окружающей нас природе, может показаться не очень яркой, но тем не менее она насыщена невероятным количеством оттенков, эмоциональных нюансов, интонаций...
«Вот такие мы, финны, унылые люди», – с этой шуткой в центр зала вышла пара в национальных костюмах, исполнившая зажигательные польку и летку-енку. Потом читали лирические стихи по-фински. И – "Калевала” же объединяет все финно-угорские народности – руны прозвучали в переводе на эрьзянский язык.
Потом Екатерина Кузнецова – солистка «Бестиария» – вместе со своими коллегами исполнила множество песен (под которые вожане танцевали), а также записанную на водской земле старинную руну... Екатерина продемонстрировала игру настоящей водской волынки – мех её делали раньше из свиных пузырей (сейчас из-за дефицита этого материала – из кожи), попутно рассказала о различных обычаях, которые сейчас если не в обиходе, то в памяти людей сохранились... По её словам, люди очень расстраиваются от того, что громадьё мегапроектов заслоняет от общества жизнь маленького народа... Нет, мол, никакой води, осталось там несколько стариков, твердят с телеэкранов и с трибун.
Безусловно, строительство порта в Усть-Луге – дело очень важное для региона. Но что будет с двумя водскими деревнями – Лужицами и Кракольем? Общественность успокаивают: интересы вожан учтены, никто не собирается сносить их деревни, а новый город построят рядом, будет инфраструктура и прочее, и наоборот, культуру малых народов будут всячески поощрять.
Культура и жизнь народа неразрывно связаны с традиционным укладом, с природой, с возможностью заниматься промыслами. Когда в тех же краях начали строить большие сельхозпредприятия, это неизбежно повлекло, во-первых, изменение самой окружающей среды, а во-вторых, переселение с других территорий СССР множества людей, для которых абсолютно чуждым оказался местный уклад жизни. И эта волна практически его затопила... И только совсем недавно усилиями неравнодушных людей, чтобы как-то противостоять забвению, был создан музей, стало развиваться краеведение. Однако музей води, как известно, сгорел – и при довольно странных обстоятельствах.
Порт «Усть-Луга», конечно, может и денег на костюмы дать, и построить ДК с большой сценой, где иногда можно будет попеть-поплясать. Но вспомним недавнюю публикацию нашей газеты о двух старушках, живущих в своей избушке под вантовым мостом... А здесь, в тени нового многотысячного города портовиков, окажется целый народ с богатейшей, известной с древних летописей, историей, с мифологией и фольклором.
Исчезновение на планете любого национального языка – это культурная катастрофа всего человечества. И пока есть дети, которые тянутся к своему родному языку, к сказке на нём, к песне на нём, – есть шанс предотвратить катастрофу. Но слишком тяжело прошлись по води жернова истории, и без помощи всего общества она не обойдётся.
Обо всем этом думалось после концерта и выставки, за чашечкой знаменитого копорского чая – легендарного напитка из всем известного растения иван-чай. Растение это, как известно, первым занимает землю после пожаров, буйно растёт в заброшенных усадьбах и хуторах, оно первым ступает на выжженную землю, куда начинает возвращаться жизнь. Возможно, для коренных народов нашей области это может стать оптимистичным символом. Пока ещё может.
Автор:
Светлана Гаврилина
Источник:
Газета "Санкт-Петербургские ведомости" (г. Санкт-Петербург) № 30, от 19 февраля 2008 года