04.03.2008 11:12
Определимся сразу: эстрада, где бы она ни была, по отношению к фольклору вторична изначально. Что здесь курица, а что яйцо, думаю, понятно. Поэтому нет ничего удивительного в популярности народных песен гораздо выше, чем эстрадных. Это безусловный рефлекс, потому что эти песни, ритмы, мелодику, гармонию мы слышим с детства, они, как говорят, в крови. В каждой новой песне мы кроме чего-то нового пытаемся услышать и слышим нечто, что давно знали, но забыли. Фольклор жив forever.
Это принцип популярности, песня должна быть на слуху. И этот принцип усваивают все профессионалы, которые занимаются эстрадой, ничего нового в этом нет. Разными могут быть пути к этому. В том числе - национальный.
Есть ли будущее у национальной эстрады? Будущее есть у всякого дела, вопрос только в том – какое. У национальной эстрады оно есть, и достаточно прочное. Нужно только сохранять главное: традиции и культуру. Согласитесь, отсутствие этих характерных особенностей того или иного народа в эстраде обезличивает её. Приставка «национальная» сразу пропадает. Произведение становится сиротой. Как собака без хозяина становится бесполезной подъедалой на помойке. Теряет какой бы то ни было смысл. Это вопрос обретения произведением Родины, главной идеи, хозяина. Назовите, как хотите.
С другой стороны всё гораздо проще. Людям необходимо развитие. Эстрада – жанр, который не даёт закостенеть. Или нет, скорее всё на сегодняшний день работает на эстраду. Живой фольклор перестал работать на воспроизведение чего-либо нового, передав свои функции. Почти ВСЕ новые песни, музыка пишутся и подделываются под эстраду. Помните? - это способ добиться популярности, развиться.
Плюс ко всему – национальная эстрада по России развита неравномерно. Русскоязычная понятно развита лучше. Хорошие вложения, большая аудитория слушателей, телевидение, радиовещание. К тому же она доступнее к проникновению других культур. Главным приоритетом остаётся только язык. Эстрада тоже подвержена проблемам глобализации.
Дальше поступенчато: у кого больше средств тот лучше развит. Думаю можно разделить эстраду в России по национальным группам, к примеру: тюркскую, кавказскую, финно-угорскую.
Что касается марийской эстрады (как части финно-угорской), то в нашем регионе мы испытываем голод по новым произведениям, по своей музыке. Открытие национальной FM-радиостанции «Марий Эл Радио» стало показателем. Практически в каждом деревенском, поселковом доме приёмники настроены на национальную волну. Я не знаю, что ещё больше могло повлиять за последнее время на марийцев в таком масштабе. Действительно получилось огромное влияние на массовое сознание. Причём удалось привлечь практически все возрасты национальных слушателей. Слушают и дети и бабушки, не говоря уже о молодёжи и людях среднего возраста. В основном это деревенские жители, поскольку в Йошкар-Оле волну этой радиостанции поймать проблематично.
Но сейчас этот подъём скорее всего остаётся на энтузиазме. Нужно вкладывать: а) в развитие эфира б) в развитие новых исполнителей и песни. А таких вложений у нас в республике не хватает.
Количество песен в эфире хотя и предостаточно, но в сравнении к примеру с радиостанциями Татарстана ничтожно мало, не говоря уже о сравнении с русскоязычными радиостанциями. Конечно, многое объясняется количеством слушателей. Чем больше аудитория, тем больше возможностей услышать в эфире новую песню.
Конкурентность в том, насколько сильно засилие других языковых культур, устоишь ли ты перед ними. Эта глобальная проблема главная в вопросе будущего не только нац. эстрады, а всего что имеет приставку «национальный».
Конкурировать с российской эстрадой марийской эстраде было бы просто глупо. Вы когда-нибудь по встречной ехали? Здесь даже по шапке никому давать не надо. Само отвалится. Нет такого поля для конкуренции. У каждой музыки своя волна, свой канал. Нет денег – нет канала. А если есть, тогда вкладывайте. Устойчивость культуры и традиций определяет её необходимость для каждого, т.е. принимаю или нет. Если не интересно и не твоё, то скоро сам переключишь.
Показательна ситуация происходившая в парке на день города в Йошкар-Оле. Собравшиеся люди на протяжении концерта подходили к организаторам и буквально требовали национальных артистов.
До сих пор для эстрадных исполнителей остаётся проблема национального телевещания. Довольно часто слышатся отклики об отсутствии разнообразия развлекательных передач тем более на марийском языке. Грубо говоря, из года в год в одной и той же передаче крутят одни и те же 4 съёмки, которые трудно бывает назвать клипами. (Примечание: данная статья была написана до начала работы телеканала "Марий Эл ТВ").
Показателем успешности марийской эстрады можно считать количество и качество национальных концертов в республике, за её пределами, в Йошкар-Оле в частности. А также стоимость билетов, посещаемость, появление новых марийских исполнителей. Для нас 1-2 новых популярных исполнителя в год уже успех.
Не смотря на отсутствие крупных заработков, артисты выпускают сольные альбомы. Под маркой нашего продюсерского центра «Мари-Рекордс» вышло несколько сборников марийских исполнителей, в том числе и фольклорных. Выпущенные альбомы окупают в основном расходы связанные с записью. Главным образом доход артисты получают уже с концертных сольных выступлений.
Как во всей России нас не обходит стороной проблема перепевок. Песни переводят. Расчёт как всегда на популярность. Как получается - судить слушателям, но думаю, выражу мнение многих, что количество таких песен необходимо ограничивать. Так и своё лицо потерять можно. Хотя многим это всё равно, лишь бы звучало на марийском языке. Тем не менее, перепетые песни, которые стали популярны, можно перечесть по пальцам. Так что, этот способ рассчитан ненадолго.
Самым удачным марийским музыкальным проектом считаю бесспорно Станислава Шакирова.
Во-первых, это наверно первый марийский исполнитель, который стал уделять внимание звучанию не только голоса, но и инструментов. Его исполнение можно слушать целыми днями, не напрягаясь.
Знаю одного товарища, у которого в машине одна единственная кассета с записью С.Шакирова. В дороге он слушает только её и другой ему не надо. Я потом ему подарил ещё одну, точно такую же :)
Во-вторых, это его выступления. На его живые концерты всегда много народу. Я знаю только одного такого человека, которого так встречает публика.
В-третьих, думаю, в финансовом плане как артист, он столь же успешен, насколько это возможно в наших условиях.
И всё же большей популярностью пользуется фольклор, по старинке под гармошку, в сопровождении национального барабана (ту:мыр). И, скорее всего это правильно, потому что в этих песнях главным является не своё я, а принадлежность к своему народу.
marisong.ru
Автор:
Александр Речкин