На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Салехард и Мурманск: похожие и разные (статья в сокращении)

14.03.2008 11:34

Не верьте ребусам и кроссвордам - название полуострова Ямал ничего не говорит о его величине. На самом деле по площади Ямал вдвое больше Кольского полуострова. Само слово «Ямал» в переводе с ненецкого означает «край Земли». Может, отсюда и пошло понятие «Крайний Север», к которому относится и Кольский край.

Многое объединяет эти два региона России: суровые природные условия, соседство разных этнических групп, но прежде всего - природные богатства, которыми, не скупясь, наделила их матушка-Земля.

Я был немало удивлен, когда получил приглашение принять участие в международной конференции в Салехарде, столице Ямало-Ненецкого национального округа. Всё было необычно в этом приглашении - от места проведения конференции, намеченного в Богом забытой глуши, как я себе представлял Салехард, до названия мероприятия - Первая Международная Нобелевская научная конференция «Инновационные электромагнитные методы геофизики». Необычна была и форма проведения конференции - всех участников доставили в Салехард чартерным авиарейсом, поскольку регулярных наземных средств сообщения с Большой землей у Салехарда нет.

Конференция была организована по инициативе академика Евгения Павловича Велихова, Президента Национального Фонда Наследия Нобелей, и проходила под его научным руководством. В работе конференции приняли участие два внучатых родственника Альфреда Нобеля, учредителя Международной Нобелевской премии.

Мне предложили представить на конференцию доклад о перспективах применения мощных контролируемых источников электромагнитного поля для прогнозирования площадей, перспективных на нефтегазовые месторождения. Такой доклад мы подготовили совместно с директором Центра физико-технических проблем энергетики Севера Кольского научного центра РАН доктором технических наук Борисом Васильевичем Ефимовым.

Результаты исследований явились основой для разработки новой методики электрического картирования глубоких слоёв земной коры. Методика позволяет исследовать территории площадью до миллиона квадратных километров (две территории Франции) с охватом глубин от первых сотен метров до 5-10 км. Доклад вызвал живой интерес, последовало несколько предложений с возможным продолжением работ.

Впрочем, оставим научные проблемы узким специалистам и обратимся к личным впечатлениям от этой во многом необычной поездки.

Медленно проплыли под крылом самолёта плоские просторы Русской платформы, заснеженные хребты Полярного Урала, затем потянулись бесконечные болотистые хмари Приобской низменности. И вот показался оазис жизни - Салехард. Сверху город смотрится как белоснежный корабль, бороздящий водные просторы Оби.

Приземлились. На пути из аэропорта нас ждала торжественная церемония пересечения Полярного круга. Девушки в белых национальных одеждах исполнили ритуальный танец лебедей вокруг символической стелы. Прозвучали торжественные речи. Наконец, колонна наших автобусов, сопровождаемых «мигалками», въехала в Салехард.

Увиденное приятно поразило. Среди болот, в условиях вечной мерзлоты и крайней удалённости от Большой земли, возведён современный город с нарядными домами, удивляющими разнообразием архитектуры.

Нет и в помине серых «коробок» стандартных пятиэтажек, к которым мы так привыкли в наших северных городах. Каждый дом имеет своё лицо. Из стекла и бетона возведены школа искусств, ледовый дворец, федеральное казначейство, культурный центр, мэрия, геологическое управление, роскошная гостиница и другие здания.

Нет цокольных этажей и подвалов - все дома, во избежание разрушений от таяния вечной мерзлоты, стоят на сваях, аккуратно прикрытых полутораметровыми фальшпанелями, как юбками.

Кругом чистота и порядок. В отдельных местах стоят даже бесплатные биотуалеты. По асфальтированным улицам разъезжают блестящие иномарки и даже рокеры на супермотоциклах. Трудно представить, что этот город возник на глазах одного поколения, за пару десятков лет, если не меньше. А что было раньше и что привело к столь разительным переменам?

В XVI веке указом царя Федора здесь была организована казацкая слобода Обдорск. В XVII веке чуть восточнее, в устье Тазовской губы, был основан легендарный город Мангазея. Весь Таймыр и современная территория Норильского промышленного района входили в состав Мангазейского уезда.

Для путешественников, отправлявшихся на русский Север, «Земля Мангазейская» представлялась сказочной, легендарной страной, полной зверья, своего рода северным Эльдорадо. За счёт пушнины эти края обеспечивали одну треть экспортных доходов России.

Однако город Мангазея просуществовал недолго. Уже через 70 лет он исчез, так как Северный морской путь, по которому происходил главный обмен товарами, стал не так эффективен, как сухопутное сообщение. Тем не менее город Обдорск, ныне Салехард, сохранил свое влияние и на протяжении четырех веков был для России одним из главных поставщиков трех видов сырья - пушнины, оленины и рыбы.

Судьбу Ямало-Ненецкого края, так же, как и Мурманского, изменили геологи. На Кольском полуострове новая жизнь началась в 20-30-е годы прошлого века, после открытия академиком Ферсманом и его сподвижниками апатитонефелиновых руд в Хибинских тундрах.

За первыми находками апатита последовали открытия медно-никелевых руд Мончегорска и Печенги, железных руд Оленегорска и Ковдора, редких металлов Ловозера, платины Федорово-Панских тундр и многих других уникальных месторождений.

В Ямало-Ненецком округе коренные изменения были связаны с первыми открытиями газонефтяных месторождений в 60-е годы. Но перед этим, прежде чем пробиться к нефти и газу, геологи и геофизики прошли долгий путь поисков.

Первые предположения перспектив нефти в Западной Сибири появились в 20-е годы прошлого века. Основным разработчиком этой идеи был академик Иван Губкин. Накануне Второй мировой войны по его настоянию здесь была пробурена первая скважина, которая подтвердила смелый прогноз, но первый фонтан промышленного масштаба «ударил» лишь 27 сентября 1962 года из скважины в устье реки Таз.

Впоследствии здесь было оконтурено Тазовское месторождение нефти. За ним последовало открытие целой серии других месторождений, в основном газовых и газонефтяных. В их числе такие газовые гиганты, как Уренгойское и Ямбургское.

Пластовые запасы газа одного Уренгойского месторождения, второго в мире по величине, составляют 10 триллионов кубометров!!! Трудно представить себе эту величину. Из этих запасов можно сделать метровой толщины газовое одеяло, которое закрыло бы собой половину территории СССР!

В настоящее время Ямало-Ненецкий округ обеспечивает 95% поставок газа всей России. Эта цифра впечатляет не меньше, чем данные о том, что Кольский полуостров обеспечивает поставку 95% фосфора, являясь своего рода «спонсором плодородия» ведущих житниц России.

К имеющимся природным богатствам Кольского полуострова в ближайшем будущем можно будет добавить еще и газонефтяные сокровища прилегающей к нему части Баренцевоморского шельфа.

На подходе освоение Штокманского газоконденсатного месторождения. Открыто оно было 20 лет назад, в 1988 году.

На сегодняшний день разведанные запасы месторождения составляют 3,7 триллиона кубометров газа и 31 млн тонн газонефтяного конденсата. Разработку месторождения осложняет его удаленность от берега (600 км на северо-восток от Мурманска), значительная глубина моря (около 350 м) и нестабильная ледовая обстановка этого арктического региона. Все это требует применения уникальных, пока еще не разработанных до конца технологий.

Что же имеют или будут иметь жители наших двух регионов от несметных природных богатств? Да похоже, что ничего, кроме хлопот и неимоверной экологической нагрузки на легко ранимую северную природу. Например, в материальном плане жители Салехарда живут ничуть не лучше нас, жителей Кольского полуострова, - та же скудная зарплата и те же цены в магазинах. А ведь они просто купаются в газонефтяном золоте!

Я не призываю организовывать за счёт природных богатств бесплатную, халявную жизнь для всех, как это сделано в Арабских Эмиратах, но и рассовывать природные богатства по карманам олигархов нельзя. Есть много других способов обеспечивать народное благополучие - строить дома, школы, повышать уровень культурного и технического образования и т. д. И в Салехарде это делается.

Устроители конференции организовали для нас ряд экскурсий - на уникальное хранилище бурового керна, в геологический музей, в аналитические лаборатории, в Культурный центр с его богатыми этнографическими экспозициями, а также в уникальный природно-этнографический заповедник ханты-мансийской и ненецкой культуры - Горно-Князевск.

На обширной территории бывшей резиденции князей Тайшиных установлено свыше десятка традиционных чумов. Нам дали возможность не только осмотреть их, но и разместиться внутри, на оленьих шкурах. За скромной национальной трапезой нас познакомили с бытом и вековыми традициями коренного населения, продолжающего вести полукочевой образ жизни.

Рассказывают, что многие ханты, пожив в городских условиях, предпочитают вернуться жить в чумы, в родные кочевья. Для нормальной жизни каждый хозяин, хант или ненец, должен иметь не менее двух-трех сотен оленей. И можно представить себе, насколько тяжела эта жизнь, протекающая в условиях короткого лета в 2 месяца и долгой зимы с пятидесятиградусными морозами. Но при всем том кочевая жизнь сохраняется так же, как и традиции, порой, правда, слишком жестокие.

Одна из них, надеюсь, все же вымершая, - это переламывание ножек маленьким девочкам, чтобы они, став взрослыми, ходили «уточкой» и не могли убежать из дома. Считается, что Высшее Божество создало сначала оленя, потом мужчину, потом собаку и только потом - женщину. Тем не менее, главой чума считается женщина, она собирает чум, разбирает и обшивает его, следит за порядком в доме и готовит еду. Мужчина-охотник является главным только за пределами чума.

Одной из важных особенностей Ямало-Ненецкого края является обилие находок мамонтов в вечной мерзлоте. Долгое время бивни мамонтов были существенной статьей торгового оборота Обдорского края. Наиболее известен монгоченский мамонт, найденный в 2003 году. Это - почти полный скелет взрослого мамонта с сохранившимися остатками мышц, шерсти и кишечника - третий в мире по сохранности. В посёлке Лабытнанги, недалеко от пирса установлен гигантский памятник этому мамонту в натуральную величину.

Но самая оригинальная находка - это мамонтёнок, открытый местным охотником Юрием Худи 15 мая 2007 года на полуострове Ямал, буквально за два месяца до нашего приезда. По сохранности он является единственным в мире. Нам его вынесли из морозильной камеры и положили для осмотра на стол. Песцы успели, правда, отгрызть у него хвост. Но в остальном он полностью целехонек, как будто вчера родился, хоть и пролежал в вечной мерзлоте 10-30 тысяч лет.

Завершая затянувшийся рассказ о посещении Ямало-Ненецкого края, не могу не остановиться ещё на одной истории, объединяющей наши края. На печальной истории строительства железной дороги вдоль Северного полярного круга «Чум - Салехард - Надым - Игарка» протяженностью 1459 км. Это был один из самых грандиозных проектов Сталина, организованный им в 40-50-е годы прошлого столетия. Примерно в эти же годы Сталиным и его верным сподручником Берия был организован другой столь же печально знаменитый проект - строительство железной дороги на Кольском полуострове по трассе Титан - Кейвы - Поной протяжённостью 400 км (стройка № 509).

Трагизм заключается в том, что основной рабочей силой на обеих стройках были заключённые и вольнонаёмные, и в том, что обе эти стройки, вследствие спешки и плохой подготовки к условиям вечной и островной мерзлоты, были обречены на провал и остались незавершенными, унеся десятки тысяч человеческих жизней. В Салехарде, в музейно-выставочном комплексе имени И. Шемановского, хранится более тысячи предметов и документов строительства дороги «Чум-Игарка» (строго засекреченные стройки номер 501 и 503). Музейные работники бережно сохраняют и пополняют экспонаты, среди которых карты и схемы, финансовые документы, личные дела, воспоминания очевидцев.

Это ведь тоже часть истории России. Здесь отбыли разные сроки заключения многие лучшие люди России - член Академии художеств СССР, известный художник, создатель панорамы «Оборона Севастополя» Александр Дейнека, крупнейший русский философ Лев Карсавин, футболисты братья Старостины, известный хирург Новиков, писатель Роберт Штильмарк, написавший в лагерях повесть «Наследник из Калькутты», художник-сценограф Ленинградского оперного театра Дмитрий Зеленков-Лансере, всенародно любимая певица Лидия Русланова и другие.

Но основную массу строителей дороги составляли простые жители СССР, столь же невинно осуждённые, как и творческие знаменитости.

Фундаментального опыта сбора и сохранения памяти о трагических страницах нашего прошлого, как это сделано в Салехарде, на Кольском полуострове нет, а напрасно. Могу только повторить вслед за С. Гришиным известную мысль: «Народ без памяти - это народ без будущего».


Автор:  Абдулхай Жамалетдинов (главный научный сотрудник Геологического института КНЦ РАН, профессор)
Источник:  Газета "Полярная правда" (Мурманская область) № 34, от 13 марта 2008 года

Возврат к списку





Календарь праздников














Документы



Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]