17.03.2008 09:12
Библиотека имени Леонида Соболева (г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, 64) не просто книгохранилище, а настоящий культурный центр: каждый месяц в ней открываются новые выставки. В течение всего 2007 года продолжала свою работу выставка «Единство разных», рассказывавшая горожанам о народах Петербурга и окрестностей.
«Все мы очень разные, – объясняют сотрудники библиотеки, – но мы живём вместе, в одном городе, мы любим его, и это наша земля». Интерес посетителей библиотеки к национальностям, населяющим нашу землю, и подарил идею организовать выставку, посвящённую вепсскому народу.
Идея организовать выставку пришла в голову сотруднице библиотеки Татьяне Васильевне Гуркиной. Мир, как говорится, тесен: библиотекарь села Винницы, центра Вепсской волости, Ольга Турилова – её родственница. В домашней библиотеке Гуркиных нашлось немало литературы о вепсах и книг на вепсском языке, а жители Винниц с удовольствием поддержали идею и организовали сбор книг, деревянных скульптур и предметов быта в самой Вепсарии.
Вот и покоятся за толстым стеклом витрины аккуратно выструганная деревянная модель вепсского дома, полочка для цветов, деревянные вазы да фигурки зверей. Искусно вырезанное распятие, кружевные узоры к сорочкам и тканые половички. На старом плетёном сундуке небрежно брошена жилетка из ярких лоскутков. Потрёпанный берестяной короб для ягод, будто только что просушен после похода в лес. Библия на вепсском языке, яркие детские книги, изданные в Эстонии уже в наше время, учебники национального языка. Украшения – старинные, сбережённые в каждой вепсской семье, и новые, восстановленные по старым рисункам.
По данным первой всеобщей переписи Российской империи 1897 года, вепсов было более 25 тыс. человек, в 1926 году – свыше 32 тыс. Сегодня же их насчитывается около 12 тыс. При ликвидации «неперспективных» поселений вепсские деревни, как окраинные, первыми были обречены на ликвидацию и переселение. Во время переписи 1979 года вепсов записывали как русских, объясняя, что национальности «вепс» нет в официальных списках. Вообще на протяжении ХХ века национальное самосознание вепсов подвергалось сильнейшему психологическому давлению.
Однако на энтузиастах мир держится: в селе Винницы Подпорожского района более 20 лет тому назад открыт Вепсский центр фольклора. Винницы – это большое село с населением около 3 тыс. человек, впервые было упомянуто в летописи в 1137 году, то есть оно чуть моложе Великого Новгорода. С 1987 года в Винницах ежегодно проводится вепсский праздник «Древо жизни», во время которого устраиваются ярмарки, выставки народного творчества, концерты фольклорных коллективов, а также научно-практические конференции по проблемам языка и культуры вепсов. В Винницах даже издается своя газета "Kodima".
Работа по возрождению вепсской культуры ведётся и в других сёлах. Вепсский этнографический музей в Шелтозере основан ещё в 1967 году Рюриком Лониным, местным краеведом, собирателем вепсского фольклора. В Подпорожье историко-краеведческий музей создан на базе кружка краеведов, а в школе посёлка Курба в 1980-е годы по инициативе педагогов и учащихся открыт Музей вепсского быта. Во время каникул ребята вместе с учителями прошли по заброшенным вепсским деревням и собрали уникальные предметы быта, орудия труда и кухонную утварь. Особенностью музея является то, что он создан руками детей, которые хотят знать и сохранять историю и культуру своего народа.
Кстати, выставка в библиотеке им. Соболева также пользуется популярностью у детей – сюда ежедневно приходят учащиеся школ Невского района. «Потом школьники приводят сюда родителей, – рассказывает заведующая отделом обслуживания библиотеки Елена Храмова, – и те начинают интересоваться историей ижорских земель, брать у нас книги по истории и краеведению. А одна мама даже пришла потом благодарить: оказалось, что её дед – коренной вепс, но семья узнала об этом только сейчас».
Автор:
Екатерина Жигалова
Источник:
Газета "Санкт-Петербургские ведомости" (г. Санкт-Петербург) № 47, от 16 марта 2008 года