14.03.2008 12:23
Звания, почёт - это, конечно, замечательно. Но и в среде титулованных наша Маргарита стоит особняком. Она принадлежит к той малочисленной "касте" марийских, да и вообще артистов, на которых зритель ходит независимо от того, насколько хорош спектакль, кто его поставил, сколько времени он идёт. Играет Медикова - значит, всё равно получишь удовольствие, и сердце твоё будет учащенно биться, и мысль - пульсировать. А если ей досталась комедийная роль - то будут и колики в животе от смеха.
"Вулкан страстей", "актриса мирового уровня", способная сыграть любую роль - это всё о ней. Парадокс, но некоторые режиссёры даже побаивались её темперамента. "Потише, полегче" - слышала она от них. Но были и те, которые откровенно восхищались её талантом перевоплощаться.
Как сейчас помню, хотя прошло одиннадцать лет. Только что завершился премьерный спектакль, драма "Пурыдымо пурымаш" ("Несужденная судьба"), актёры вышли на поклон, а из партера легко поднялся на сцену поджарый немолодой человек...
Он подошёл к Маргарите, сыгравшей роль Лизы, достал из кармана коробочку, из неё - часики. Не буду фантазировать - надел ли он их на руку актрисе или так отдал (этот момент упустила). Сам факт поразил публику, которая сначала онемела, а потом начала восторженно кричать. Да, актрисам уже давно никто ничего не дарит, забыта эта замечательная традиция. Но драматург Константин Коршунов, который и поставил тот спектакль, не мог поступить иначе. Он понимал, что если человек всего себя отдаёт делу, то его душе требуется хоть какая-то, конечно, несоразмерная отдаче, компенсация. Он очень ценил эмоциональных актеров, рвущих свои нервы на сцене.
Недавно мы встретились с Маргаритой Егоровной и вспоминали этот и другие случаи из её творческой жизни в Марийском национальном театре драмы им. М.Шкетана.
Она находится в прекрасной форме (часто посещает бассейн с младшей дочерью Юлей), по-прежнему горит любовью к актерской профессии, но беспощадна к сценическим компромиссам.
"Меня раздражают люди, которые занимаются не своим делом, случайно попадают в театр", - говорит она, одновременно их жалея.
И я понимаю, что за этой фразой стоит нечто большее: актриса соскучилась по серьёзной роли. Такой, как Лоухи в "Калевале" (ставил финский режиссер Пааво Лиски), Гурмыжская ("Лес" Островского в постановке Павла Хомского, бывшего педагога III Национальной студии, которую она закончила в 1985 году). Позади "Страсти по-итальянски", "Блеск монет". А что впереди?! Вопрос из вопросов. Как зависим актёр от репертуарной политики театра!
"Пьеса не хороша, а играть надо" - так могла бы сказать не только Медикова. “Если я не могу пропустить роль через сердце, значит, что-то не так, где-то фальшь..."
Жизнь - она ведь полосатая, сегодня - не очень хорошо, завтра - лучше. Будем надеяться на счастливые перемены. Именно этого я пожелала бы актрисе, которая их достойна более, чем кто-либо.
Однажды Константин Коршунов сказал Маргарите: "Я специально для тебя пишу пьесу", но не успел её завершить. Другой талантливый режиссёр Георгий Константинов хотел поставить спектакль по пьесе марийского классика Арсия Волкова “Ксения” на русском языке и пригласить в нём играть Медикову - тоже не случилось. Но ведь третьей попытки не было!.. Она будет, и со счастливым финалом, иначе зачем на земле рождаются таланты?
Автор:
Галина Кныш-Ковешникова
Источник:
Газета "Марийская правда" (Республика Марий Эл) от 7 марта 2008 года