21.03.2008 10:44
Примерно тысячу лет назад стала заканчиваться эпоха господства финноязычных (волжских, пермских и прибалтийско-финских) племён на просторах Восточной Европы, а в конце XV века образовавшееся единое Русское государство завершило включение большей части финских племён в свой состав.
Советская власть при всей её неоднозначности немало сделала для развития всех отраслей жизни этих национальных меньшинств, особенно для развития национальной культуры, ведь до 1917 года многие языки финской группы оставались бесписьменными. Были образованы национально-территориальные автономии.
Перестройка выявила очевидную тенденцию к возрождению и консолидации национального движения финно-угорских народов. В мае 1991 года в Ижевске состоялся первый съезд финно-угорских народов Российской Федерации. Была создана Ассоциация финно-угорских народов РФ, утверждён её устав. В декабре 1992 года в Сыктывкаре был проведён первый Всемирный съезд финно-угорских народов. Второй всемирный конгресс состоялся в 1996 году в Будапеште, третий – в 2000 году в Хельсинки.
Положение российских финно-угорских народов и сейчас продолжает волновать научное сообщество. Подтверждение тому – выход очередного историко-культурного сборника «Нестор».
В сборнике представлен анализ различных проблем истории волжских, пермских и прибалтийско-финских народов на разных её этапах в контексте национальной политики Российского/Советского государства и культурного взаимодействия с русскими и представителями других этнических общностей.
Открывает сборник и раздел «Источники и источниковедение» статья старшего научного сотрудника сектора истории Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Е. Дубровской и её коллеги Н. Кораблёва «Документы периода подъёма национально-демократического движения в Беломорской Карелии (1905–1922 гг.)», все подобранные документы впервые вводятся в научный и общественный оборот.
Председатель Котласского историко-просветительского общественного движения «Совесть» И. Дубровина публикует любопытные воспоминания о своём отце, члене партии эсеров Андрее Фёдоровиче Матвееве (1892–1985), который избирался в августе 1917 года депутатом Учредительного собрания от Олонецкой губернии. Примечательно, что Матвеев был родом из семьи вепсов. После разгона Учредительного собрания Матвеев отошёл от политической деятельности. В 1938 году он был арестован и осуждён на 8 лет лагерей и поражению в правах на 3 года. Освобождён в августе 1946-го по окончании срока, однако не выехал, предпочитая оставаться «вольнонаёмным». Только в 1961 году он вместе с женой переехал в Днепропетровск, где и прожил до самой смерти. Был посмертно реабилитирован в 1990-м по заявлению дочери.
Е. Дубровская и В. Мусаев подготовили для публикации в сборнике воспоминания о блокадном Ленинграде профессора кафедры факультетской хирургии Петрозаводского госуниверситета Я. Татти.
Действительный член Русского географического общества, член общества «Мемориал» Е. Виттенбург представлена своими мемуарами «Об Эстонии и эстонцах. Из личных впечатлений», в которых даны зарисовки жизни и быта эстонцев.
Следующий раздел «Исследования» открывается статьёй директора Института России и Восточной Европы (Хельсинки) Сеппо Лаллукка «Динамика изменения численности финно-угорских народов России после 1959 г.», выводы которой малоутешительны. Наблюдаемый кризис имеет в своей основе укоренившиеся структурные составляющие социально-экономического, политического и психологического плана.
Заместитель директора по науке Института языка, литературы и истории Коми-научного центра Уральского отделения РАН И. Жеребцов и его коллега, заведующий отделом этнографии Ю. Шабаев опубликовали исследование «Коми-народ на краю Европы», где проанализировали, в частности, проблемы, связанные с объединением Коми-Пермяцкого округа и Пермской области.
Заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии Мордовского госуниверситета им. Н.П. Огарёва Н. Мокшин и научный сотрудник Научно-исследовательского института гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия Ю. Мокшина в своей статье «Мордва: прошлое и настоящее» обрисовали этническую ситуацию в Мордовии и этноконфессиональную обстановку, которые далеки от стабилизации.
Научный сотрудник отдела истории Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН Е. Берестова публикует работу «Миссионерская деятельность православной церкви в Удмуртии (вторая половина XIX – начало XX вв.)», где оценивает деятельность православной церкви в республике, задумываясь о варианте народного православия, включающего реликты язычества.
Заместитель директора по научной работе Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН О. Илюха опубликовала исследование «Дети в карельской семье и за её пределами: стратегии и практики социализации (конец XIX – начало XX вв.)», где отметила усилившуюся тенденцию отправлять детей в город не только в качестве способа выживания, но и как попытку адаптации карельской семьи к меняющимся условиям жизни.
Заместитель председателя общества ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» и Финской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вице-спикер Парламента зарубежных финнов В. Кокко опубликовал статью «15 лет «Инкерин Лиитто». Национальное движение ингерманландских финнов на современном этапе».
Уже упоминавшийся В. Мусаев в данном разделе публикует статью «Эстонская диаспора на Северо-Западе России в XVIII–XX вв.», где отмечает, что возрождение культурной жизни национальных диаспор в Ленинграде и области началось с конца 80-х годов, на волне гласности. Здесь появилось общество эстонской культуры «Эстония», образована эстонская лютеранская община, а с 1998-го возобновилось издание газеты «Петербури театая» (первые два номера выходили под названием «Ээстилехт»).
Интересен раздел «Историография». Особенно обращает на себя внимание статья научного сотрудника Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН А. Терюкова «К историографии этнической истории Русского Севера: А.И. Шёгрен», где знакомит читателей с замечательной фигурой академика Андреаса Иоханеса Шёгрена, финна по происхождению, нашедшего свою вторую родину в России. Высказанная Шёгреном теория об этнической истории Русского Севера долго была предметом научной дискуссии. Коренным населением этой территории он считал Заволочскую чудь. Любопытно, что, несмотря на многочисленные исследования, ссылки на которые приводит автор, вопрос об этом до настоящего времени фактически не решён.
В заключительном разделе «Рецензии» опубликована рецензия руководителя Лаборатории по проблемам Скандинавских стран и Финляндии Петрозаводского госуниверситета И. Соломеща на книгу И. Такала «Финны в Карелии и в России: история возникновения и гибели диаспоры».
Ознакомившись с двумя последними выпусками историко-культурного журнала «Нестор», чувствуешь себя совершенным неофитом. Появился новый полезный журнал, и начиная с 2000 года вышло уже 16 томов его библиотеки.
Газета "Литературная газета" № 11, от 19 марта 2008 года
Автор:
Анна Ширяева