27.03.2008 13:23
Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики представил изданный к 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства двухтомник «Хрестоматия по истории Удмуртии». Фундаментальный труд включает в себя 919 документов, 706 из которых публикуются впервые, и охватывает исторический период с 1136 года по апрель 2007 года.
«…А у него (Булгара) есть область, жители которой платят харадж (поземельный налог в мусульманских странах, взимавшийся с мусульман и иноверцев, иногда означавший налоги вообще. - Прим.), между ними и Булгаром месяц пути, называют её Вису (весь, прибалтийско-финское племя, предки современных вепсов и карелов; арабским географам XI-XIV веков весь была известна как народ вису, живший к северу от Булгарии Волжско-Камской. - Прим.). И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров…». Эта выдержка из записок арабского путешественника, купца и миссионера Абу Хамида ал-Гарнати о земле удмуртов под именем «Ару», датированная 1136 годом, открывает документальный свод хрестоматии. Надо иметь в виду, что этнонима «удмурт» в те времена, по всей видимости, ещё не существовало: были ары, а позднее отины, вотины, отяки, вотяки; упоминается даже Втятская (сравните - Вятская) земля.
В поисках и отборе наиболее важных письменных свидетельств по истории Удмуртии архивисты, учёные перешерстили тысячи документов, хранящихся в ряде государственных и ведомственных архивов, музеях, библиотеках, научных учреждениях Ижевска, Сарапула, Кирова, Перми, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. А при выборе документов для публикации предпочтение отдавалось оригиналам с высоким уровнем информативности. К проделанной ими работе вполне можно отнести дифирамб русского поэта: «Труд тот, ребята, был страшно громаден. Не по плечу одному». В формировании документальной базы есть и вклад «Удмуртской правды»: в разделе XX века публикации из неё приводятся чаще, чем по любому другому периодическому изданию.
Первоначально хрестоматия замысливалась как документальное сопровождение изданной три года назад Удмуртским институтом истории, языка и литературы Уральского отделения РАН коллективной монографии «История Удмуртии: конец XV - начало ХХ века», однако содержание и хронологические рамки оказались несколько шире.
При подготовке только первого тома (481 документ, из которых 311 обнародуются впервые), завершающегося октябрём 1917 года, было прочитано свыше трёх тысяч документов (учтите шрифт, стилистику, орфографию и пунктуацию тех времён, например, «и тобе имати дань и ям с своее отчины собе». - А.В.) по 215 архивным фондам. Как отмечается в предисловии к изданию, авторский коллектив «стремился выявить и дать заинтересованному читателю возможность познакомиться с широким кругом документов, отражающих политику государственных органов по отношению к народам и социальным группам, жизнедеятельность различных групп населения, показать роль отдельной личности в развитии края и изучении его истории и культуры». Надо сказать, составителям – Маргарите Гришкиной, Наталье Красильниковой, Зинаиде Кулигиной, Нелли Лигенко, Галине Самарцевой и Сергею Чучалову – это удалось в достаточной мере, с учётом того, что многие страницы истории, оcобенно касающиеся XVIII-XIX веков, не нашли полного отражения. Впрочем, нельзя объять необъятное.
Прутковский афоризм в полной мере применим и ко второму тому хрестоматии (498 документов; 395 публикуются впервые), посвящённому этапу новейшей истории за последние 90 лет. Справедливости ради заметим, что в обеих составляющих двухтомника практически удалось избежать идеологического налёта, чем грешили предыдущие сборники документов по истории Удмуртии, например, от 1958 и 1973 годов. Чего стоит одно признание в предисловии к данному тому, что «в условиях формирования коммунистической диктатуры голод стал поводом непримиримой борьбы нового режима с религией и православной церковью», или «обострялась проблема пьянства, хищения собственности, спекуляции и взяточничества». В этом отношении нужно отдать должное в объективности составителям второго тома Ольге Васильевой, Анатолию Дерюшеву, Марии Микрюковой, Флюре Пузановой, Галине Самарцевой, Елене Ушаковой и Сергею Чучалову.
Период с 1917 года требует особого переосмысления и вместе с тем такта. Составителям пришлось проявить максимум кропотливости, чтобы соблюсти баланс между зачастую весьма разноречивыми документами и не впасть в ту или иную крайность.
Итак, «Хрестоматия по истории Удмуртии» увидела свет. Составители не скрывают, что она не лишена недостатков. Но, как сказала доктор исторических наук Нелли Лигенко, «смололи муки на муку, и хлеб как будто получился». Единственное, что действительно серьёзно огорчает, так это тираж – всего 1 тысяча экземпляров. Понятно, что в розничную продажу хрестоматия не поступит. И в первую очередь её получат учебные заведения.
Работа архивистов республики незаметна, но весьма ощутима. И это не только издание документальных сборников. Как отмечает председатель Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртии Надежда Коробейникова, за последние 5 лет архивами исполнено более 4000 запросов, предоставлено 650 информационных писем, перечней и копий документов к юбилейным датам, по истории формирования той или иной отрасли. По запросам граждан восстановлено более 120 родословных. Исполнялись так называемые консульские запросы от иностранных граждан. Рассекречено свыше 4200 единиц хранения, в читальных залах зарегистрировано более 26 тысяч посещений. За три года на базе исследованных материалов защищено 35 диссертаций и так далее. И, конечно, продолжается подготовка к известному 450-летному юбилею. Спасибо вам, архивисты, удачи и терпения в работе.
Автор:
Алексей Васильев
Источник:
Газета "Удмуртская правда" (Удмуртская Республика) № 32, от 26 марта 2008 года