03.04.2008 09:13
В минувшие выходные в Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ) прошёл первый и пока единственный в своём роде фестиваль национальной ненецкой одежды: от древности до наших дней.
Женские и мужские наряды были представлены на конкурсе как традиционными паницами и малицами Канинской, Большеземельской и Малоземельской тундр, так и оригинальными авторскими работами, в которых удивительным образом ненецкие узоры переплелись с современным дизайном – «декольте, полуобнаженки и унисекса».
Яркий праздник человеческой фантазии, в котором приняли участие аж 50 моделей всех возрастов, мало кого оставил равнодушным. Зрители высказывались в микрофон прямо по ходу концертной программы. И все же лично меня он заставил задуматься над проблемой соблюдения исторических традиций в создании и использовании одежды древнейших и ныне вымирающих этнических культур. И первый вопрос, который приходит в голову в таких случаях: неужели еще немного и мы все забудем? Забудем, что означает каждый узор меховой живописи, каждый стежок, каждая проложенная вдоль подола симметричная полоска?
Каждому человеку хорошо известна фраза: «По одежке встречают».
Действительно, издревле люди по одежде определяли не только национальную принадлежность, но и могли судить о социальном положении человека на иерархической лестнице, об уровне его богатства или профессиональной принадлежности. Многие из этих постулатов средневековья живы и сегодня.
Так получилось, что наши далекие предки умудрялись с помощью нарядов передавать и получать вполне исчерпывающую информацию о представителях того или иного рода или семейного клана. Смелость, трудолюбие, сила, ловкость, достаток, умение хорошо охотиться, название родового тотема – всё это находило отражение не только в имени, но и в одежде наших предков.
Забавно, но мало кому известно, что перья страусов, распространенные в Европе, как экзотическое украшение дамских и мужских нарядов, у аборигенов австралийского континента вовсе не символизировали достоинство и принадлежность высшему обществу или мушкетерской братии. Там страусиными перьями клеймили того, кто струсил во время боя, не помог своим близким и соплеменникам, бросив их на произвол судьбы (!).
Сейчас другие времена: «дети разных народов» ходят в одинаковых костюмах и платьях, говорят на одном и том же языке, имеют одинаковые специальности, носят одинаковые имена и фамилии, поэтому одежда нынче утратила то символическое значение, которое она имела раньше.
Это просто декорация или театральный антураж, к которому обращаются в дни национальных праздников или межнациональных конфликтов. Сегодня традиционную национальную одежду представителей народов Земли в первоначальном (нестилизованном виде) можно найти разве что в этнографических музеях мира.
Когда неискушенные люди начинают знакомиться с этой информацией, они нередко бывают шокированы тем, что именно ныне цивилизованные народы планеты умуд-рялись в свое время использовать для изготовления своих нарядов. Но, думаю, не стоит вдаваться в пугающие подробности. Я хочу обратиться к самым «безобидным», но от этого не менее экзотическим одеждам аборигенных народов России.
О том, что одежда является не-отъемлемой частью культуры того или иного народа, доказывать не нужно. Если говорить о многочисленных народах, населяющих сегодня Европу, любой мало-мальски разбирающийся человек сможет по кокошнику, косе и сарафану определить русскую женщину. То же самое и с мужчиной в клетчатой юбке, коротком черном жилете и шляпке с полями – мы смело припишем его к шотландскому роду-племени и не ошибемся.
А вот c аборигенными (древнейшими народами планеты) все обстоит не так просто. Вряд ли кто из жителей России, где сегодня и проживает основная масса коренных малочисленных этносов Земли, без труда отличит по одежде энца от нанайца, ульчи от чукчи или нигидальца, эвенка от алеута, а саами от манси и ненца.
Между тем, каждый из этих народов имел в недалеком прошлом настолько уникальную по оригинальности и сложности исполнения и красоты одежду, что ни один фрак, сарафан или кафтан с нею вряд ли бы мог конкурировать.
Возьмем, к примеру, одежду аборигенов Алеутских и Командорских островов: алеутов, тлинкитов. Их одежда шилась из шкурок птиц, мужские плащи мореходов – из кишок сивуча, обувь – из горла и трахеи моржей и китов, она была совершенно непромокаема и не подвергалась влиянию соленой воды. Костяные шлемы алеутских воинов были настолько красивы, оригинальны и прочны, что соседи – японцы – давали за них 4 наложницы или новую лодку, для морских охотников это была равноценная плата. Сегодня из 650 алеутов, живущих в России, сшить национальную одежду – атапаск – вряд ли кто-нибудь сможет.
А возьмите одежду северных саамов: здесь каждая деталь кожаной одежды выверена и прописана. На груди большая брошь – её размер соответствует уровню жизни человека. Кожаный пояс с овальными украшениями указывает на то, что его хозяин или хозяйка не замужем или не женат. Количество серебряных бляшек на поясе говорит и о возрасте хозяина. В общем, надел наряд и можешь о себе ничего не говорить: твоя одежда все за тебя расскажет.
Если обратиться к ненецкой одежде, то и тут каждая ПАНИЦА (пенко – из камусов, тулуп-паны – из полугодовалых оленят, хоба-паны – из шкур взрослого оленя, табяв-паны – беличья паница) или НОЙЦЯ, каждый мужской пояс – НИ, каждая малица – это не просто удобное «обмундирование», это произведение искусства, несущее в себе исчерпывающую информацию о хозяине наряда.
Конечно, никто не будет спорить, что так было в недавнем прошлом, а сейчас все забылось и ненцы из рода НОГО (песцового племени), ЯВ-ТЫСЫЕВ (жителей морского побережья) без тени сомнения берутся украшать свой наряд хорламбэями (использовавшимися представительницами тундровых оленеводческих династий) и наоборот. Число оленьих рогов в узорной живописи на паницах, количество треугольников в форме чумов традиционно указывали на многочисленность и древность рода, на число хозяйств в стойбище и так далее.
К сожалению, сегодняшние стилизованные костюмы аборигенов – это просто костюмы, во многом далекие от их этнографических оригиналов.
Например, кому сегодня придет в голову, что СОДЫР – яркая, украшенная бисером тесемка на голове ненки – это признак её молодости, только незамужним девушкам раньше был присущ этот головной убор. Что мы видим сейчас: в содырах на концертах выступают даже бабушки. О том, что женщины должны носить другой головной убор, называемый ПЭЯД, сегодня уже, кажется, никто не вспомнит. А надо бы! Поскольку речь идет о народных традициях и их возрождении. Конечно, реанимировать в полном смысле этот пласт национальной культуры вряд ли удастся, уже нет людей, кто бы смог в полной мере и с соблюдением всех канонов создавать эти меховые произведения искусства, да и если быть до конца откровенным, сегодня нет потребности в ювелирной многомесячной работе по пошиву паниц и уникальных шапок – САВА. Нынешним аборигенам тундры гораздо проще купить куртку, плащ или пальто в магазине и быть, как все.
Так что сегодня уделом национальных одежд становится стилизация или, как говорят теперь, использование национальных мотивов в современных костюмах и платьях.
Газета "Няръяна вындер" ("Красный тундровик") от 27 марта 2008 года
Автор:
Ирина Ханзерова