03.04.2008 11:32
Евгений Буткин знаком сыктывкарцам в двух ипостасях. В качестве телевизионного режиссёра и как актёр известного в городе театра «Фантастическая реальность». Наибольшую известность Евгений получил после выхода телефильма «Яг-Морт» – о культовом персонаже финно-угорского эпоса, в котором была использована анимация.
В своё время золотой медалью московского и призом жюри будапештского фестивалей была отмечена детская программа «Кек\нач». За фильм «Сотворение мира» по космогоническому мифу Евгения Буткина наградили призом за режиссуру. Как уже догадались наши читатели, любимая тема экранизаций Евгения – мифология.
- Евгений, расскажите, наконец, о вашей «визитной карточке» - телефильме «Яг-Морт».
- Фильм был снят по мотивам одноимённой коми легенды. У нас получился некий культурный сплав – мы использовали саму легенду, музыку Якова Сергеевича Перепелицы из балета «Яг-Морт», коми народную музыку и народную современную. Снимать начали в 2003 году, и поначалу предполагалось, что фильм будет полностью анимационным, но сами понимаете, насколько это дорого. Поэтому мы стали искать актеров, нашли, и всё закрутилось. Делали этот фильм совместными усилиями телекомпании «Коми гор», «Печfilm» и театра «Фантастическая реальность».
- «Печfilm» – никогда не слышала о такой компании…
- Просто все основные участники процесса съёмок – режиссёр, актёр и оператор-постановщик были родом из Печоры, вот мы и решили назвать нашу независимую студию «Печfilm». Перед очередным фестивалем нам на телевидении дали монтажи – мы смонтировали первую главу, и с этим отрывком я поехал в Ханты-Мансийск на финно-угорский фестиваль. Этот эпизод имел оглушительный успех. Ведь понимаете, что такое фестиваль? Получил приз – фестиваль хороший, не получил – плохой. Полную версию фильма мы выставили на фестивале «Золотой бубен», тоже в Ханты-Мансийске, в 2006 году. Но в тот год был десятилетний юбилей фестиваля, поэтому всё превратилось во всеобщее гулянье. Просмотров практически не было. Понимаете, региональное телевидение очень схожее – хороших программ немного. Поэтому просмотры весьма активно прогуливаются людьми. Но наш «Яг-Морт» имел бешеный успех – все шесть зрителей, что были на просмотре, были в восторге. Финны, получившие первый приз, спрашивали потом про «Яг-Морт»: «Почему самый интересный фильм не был отмечен?» Как оказалось, жюри наш фильм просто не просмотрело.
- А на московских фестивалях «Яг-Морт» выставляли?
- С Москвой сложно - там нет подходящих фестивалей. Мы как-то возили фильм «Сотворение мира» – там его просто не поняли. Это был фильм по мотивам финно-угорского космогонического мифа о сотворении мира. И вышла статья, где критик писал: «Какой ужас, что «Коми гор» сделал из фольклора? Это же будут смотреть дети!» Давал совет мне, как надо было его снимать – что должна сидеть бабушка и рассказывать миф. Приводил примеры - Роу, Птушко. А в том же Ханты-Мансийске этот фильм хорошо приняли – народам Севера он был понятен. Ведь очень многое зависит от восприятия. Нам казалось, что фильм ближе молодёжи, а подходили люди старшего поколения, жали руку и говорили слова благодарности. Сколько умов – столько голов.
- Вы также известны как актер театра «Фантастическая реальность», какие роли играете?
- Один из моих любимых персонажей – клоун Бублик. Роль Сальери в постановке «Моцарт и Сальери», Томский в «Пиковой даме».
- Евгений, вы в первую очередь телевизионный режиссёр. Какой отечественный телеканал вам кажется максимально позитивным?
- Канал «Культура». Мне кажется, таким и должно быть телевидение. А вообще телевидение во всём мире стало одной большой помойкой. На ТВ превалируют шоу или ток-шоу. И то, что мы видим, - это чистой воды профанация и дешёвка. Все сидят и что-то обсуждают. А зачем обсуждать, надо делать! У нас такая манера, мы вечно боимся кого-нибудь обидеть. Мы очень зависимы: от тех, кто «там», от денег…
Раньше, я помню, у нас были планёрки, обсуждения, худсоветы, ОТК. А сегодня кто принимает передачу? Жена заказчика! Это же смешно…
- На то ведь и режиссёры, чтобы думать о качестве программы.
- Сейчас режиссуры в чистом виде нет вообще. Если журналистика мутировала, то режиссура, как профессия, сейчас практически не нужна. Режиссура отвечает на такие вопросы, как «сверхзадача», «тема», «идея». А когда у тебя сверхзадача, чтобы материал понравился жене заказчика, то это не режиссура. Я вообще считаю, что телевидение в будущем изживет себя. Формы общения с людьми будут иными – интернет или нечто подобное ему. Сейчас же телевидение в целом можно считать средством психотропного оружия. Людей зомбируют с экрана. И эта постоянная пропаганда – «Все у нас хорошо!»
- А кто из мировых режиссёров для вас пример для подражания?
- У меня много любимых режиссеров – Дэвид Линч, Питер Гринуэй, Ян Шванкмайер. Из отечественных – Тарковский, Параджанов, Кира Муратова. Но хороших режиссеров мало – я считаю, что кинематограф умер.
- Почему?
- Он перестал функционировать. Раньше на людей влияла литература - революция произошла во многом благодаря Толстому и Тургеневу. Когда-то такое влияние на людей имел и кинематограф. Все кинематографические якобы «открытия» современности были воплощены еще до 40-х годов. Кинематограф, по сути, и развивался лишь до этого времени. После появился авторский кинематограф – Феллини, Тарковский, Бергман. Потом кинематограф стал коммерческим. Но и сейчас осталось несколько режиссеров – тот же Линч, Ларс фон Триер. Сейчас очень сложно кого-то чем-то удивить. Темы практически исчерпаны. Фильмы идут однообразным потоком, и уже знаешь, что убийца тот или этот. Можно смотреть одновременно несколько фильмов и все понимать. Кинематограф умер, потому что перестал изобретать.
- Неужели современные отечественные режиссёры вас не впечатляют?
- У нас есть один великий режиссер – Кира Муратова – замечательный и беспощадный.
А кто будет помнить «9 роту» через 10 лет? Вообще, эра коммерческого кино началась с «Титаника». Я этот фильм смотрел пять дней – никак не мог осилить этот идеал пошлости и мерзости.
- Самому снять фильм полнометражный хочется?
- Нет. Во-первых, мы работаем не с жёсткими форматами, а так, как хотим. Я снимаю, как хочется, и если что – все могу поменять. От телевизионного формата пора отходить. Свой следующий фильм выложим в интернете. За эфир не надо платить – во-первых. Во-вторых, в интернете он будет доступен всем... Самое важное для нас – это пропаганда искусства, а не зарабатывание денег.
- Над чем работает сейчас «Печfilm»?
- Сейчас мы работаем над секретным проектом, название пока не афишируем. В основе – коми эпос. Это будет не анимационный фильм, но с элементами. Мы экспериментируем, занимаемся телевизионной алхимией. Если бы у меня был бюджет – мне было бы все понятно, что и как. А так как его нет - приходится идти совершенно другим путем. Если появляется задумка, то сразу же надо решить, как это сделать просто. Кстати, и получается точнее. В планах «Печfilm» экранизация 67 историй коми мифологии.
Родился и вырос Евгений в Печоре. На телевидение пришел в 1994 году ассистентом режиссёра после окончания Сыктывкарского училища искусств. Постижение телевизионных азов начиналось с дежурства в павильоне. Потом стал режиссёром детских передач «Кек\нач» («Ладушки») и «Кодзувк\ткар» («Муравейник»). Параллельно с работой получил образование режиссёра массовых праздников и представлений в филиале Санкт-Петербургской Академии культуры. На телевидении Евгений Буткин занимается режиссурой информационных программ. А после работы наступает момент особого творчества – это производство собственных фильмов или репетиции в театре.
С 1997 года, когда был снят первый экспериментальный фильм «Храм насекомых», на счету Евгения пять телефильмов, в том числе и с использованием анимации. И многие из них отмечены фестивальными призами.
Автор:
Анна Иванова
Источник:
Газета "Красное знамя" (Республика Коми) от 3 апреля 2008 года