07.12.2015 11:09
5 декабря в Ханты-Мансийске в рамках «Дня кино» АУ «Югорский кинопрокат» организует для представителей СМИ пресс-показы документального фильма «Звезда утренней зари» Еремея Айпина. Ханты» режиссера Нины Серебряковой и художественного фильма «Ангелы революции» режиссера Алексея Федорченко.
Накануне презентации югорские журналисты встретились с Ниной Серебряковой, режиссером фильма «Звезда утренней зари» Еремея Айпина. Ханты» и художественным руководителем Санкт-Петербургской киностудии «Этнос». Для того, чтобы снять 39-минутный документальную картину съемочная группа приезжала в Нижневартовский район, на родину югорского писателя Еремея Айпина.
- Нина Олеговна, до работы над картиной, вы были знакомы с культурой ханты?
- У меня первое образование историческое, но много лет работаю в документальном кино. Наша студия «Этнос» выбрала для себя тему, которую официальный документальный кинематограф всегда игнорировал, – это фильмы о народах, их традициях, культуре, истории, подчас очень трагической. Мы разработали программу и начали снимать сюжеты о быте финно-угорских народов.
Этнографией народов никто не занимался, кроме специализированных музеев таких как «Кунсткамера», Российского этнографического музея. Кино этим не занималось, нам преподавали на истфаке антропологию и этнографию в общих чертах. В период советской власти было стремление создать единую общность советских людей, но все равно народ сохранял свою самоидентификацию, пусть не публично. Даже маленький народ водь, который сохранил язык, пусть им владеет и 10-15 человек.
О ханты я узнала, когда прочла о романе Еремея Даниловича в «Литературной газете» публикацию француженки Евы Тулуз. Она открыла его для себя и переводчиков. После этого он стал самым читаемым автором во Франции. Мне показалось странным, что во Франции знают Еремея Айпина, а в России нет. Я немедленно села за книгу и прочитала ее на одном дыхании и поняла, что буду это снимать.
Когда я окончила университет, работала директором школы на Севере, в Мезенском районе, где живут ненцы. Меня послали инспектировать красный чум. Это было жутко интересно. Я поняла, что это другая жизнь. Им не нужна наша жизнь. Северные народы совсем другие. Это другая природа, мировоззрение, потребности. Они никогда с природой так варварски не расправлялись. Они брали только то, что им нужно. И никогда не оставляли следов, которые оставляет современная цивилизация. Замечательно, что в вашем округе есть ассамблея коренных народов, аналогов которой нет в нашей стране.
- Где ваш фильм сможет увидеть кинозритель?
- Я привезла 300 копий картины в Ханты-Мансийск. Помимо этого, в показе фильма о ханты заинтересовано Министерство культуры России и будет этому способствовать. Он будет показан на фестивале «Дух огня» в рамках этнопрограммы в 2016 году. У меня нет проблем с прокатом, мои фильмы показывает и популяризирует федеральный финно-угорский центр Республики Коми.
- В процессе съемок вы смогли понять, куда движется культура ханты?
- В любом фильме, кроме того, что очевидно, есть сверхзадача. Мне было очень важно понять, что делается с культурой и куда мы идем. Это очень важно. Я поняла, что той культуры, которая была, восстановить невозможно. И нужно ли это делать? На стойбище внедрены все современные технологии, мобильные телефоны, планшеты, телевизоры. Это уже не то стойбище, в котором была та культура. Жизнь идет дальше, и мы привыкаем к новым условиям и возможностям. Во время съемок мне посчастливилось пообщаться с Феклой Бондаренко - она ханты. Она считает, что культура должна сохраняться. Трудно сохранить архаичную культуру в условиях современной жизни, но сохранять её надо, потому что на этом фундаменте строился и формировался народ.
Народный дух все равно остается, независимо от того, станцуешь ты сегодня пляску, что танцевала твоя бабушка или нет. Все равно ты чувствуешь себя ханты. Вот это та связь для чего нужно сохранять культуру в музеях и устную передачу знаний. Это залог того, что самоиндентичность самосознание народа будет продолжать существовать.
"ugra-news"
Автор:
Наталья Анадеева