21.12.2015 08:34
Недавно Национальный музей Удмуртской Республики им. Кузебая Герда отметил 95-летие со дня основания. С утра в его здании – старинном Арсенале – прошли чтения, на которые были приглашены коллеги из нашей республики и многих городов России, а после обеда в зале заседаний Госсовета состоялось торжественное собрание.
История музея, который прежде назывался просто «краеведческим», – это имена его сотрудников и руководителей, каждый из которых прожил здесь часть своей жизни и может многое рассказать об этом периоде, это и собранные раритеты, обозначающие вехи на календаре нашей республики. За эти годы накоплена коллекция из 2200 предметов, выставляемых в экспозициях и хранящихся в фондах.
Все музейщики сохраняют в памяти имя первого директора Андрея Филиппова; короткое, но яркое пребывание на руководящем посту легендарного удмуртского просветителя, поэта, этнографа Кузебая Герда, имя которого было присвоено этому ведущему учреждению культуры Удмуртии. В 2002 году был обретен высокий статус «Национального». С 1999 года музей возглавляет Раиса Мартынова, которая начинала здесь в семидесятые годы младшим научным сотрудником. Об этом большом периоде существования сокровищницы памяти нашей республики она и рассказывает сегодня читателям.
Первая выставка
– Раиса Федоровна, интересно узнать, что подвигло вас прийти на работу в музей? Ведь специалистов такого профиля в республике не готовили раньше, не готовят и сейчас.
– В юности я побывала в музее знаменитого русского художника Ивана Шишкина в Елабуге, который произвел на меня колоссальное впечатление. Восторг, удивление, потрясение – вот что я испытала. Так появилась мечта. В 1973 году еще студенткой исторического факультета Удмуртского госуниверситета пришла в наш краеведческий. Татьяна Уракова, заместитель директора, «с порога» дала задание – подготовить экспозицию о становлении народного хозяйства и социальной сферы Удмуртии в годы первых пятилеток. Построила экспозицию, а для этого надо было изучить тему, составить план, отобрать предметы из фонда, написать справку и текст для экскурсоводов, выбрать ударный экспонат.
– Что самое важное для музейщика, когда он готовит тематическую выставку?
– Знание коллекции музея и постепенное собирание новых предметов. Без них мы как без рук. Знание предметной базы приходит постепенно, а с поиском нового мне всегда везло. Везло на встречи и общение с интересными людьми, которые охотно передавали свои архивы и исторические предметы.
Моим первым сбором стали материалы, переданные музею ижевчанкой Александрой Принцевой, – фотография седеньких бабушек и дедушек, сидящих за школьными партами, которая давала картину периода ликвидации неграмотности в Удмуртии. От нее же у нас одежда 30-х годов, документы. Позднее я тепло общалась с родственниками маршала Василия Чуйкова, который в молодости в 1918 году служил в Азинской дивизии; продвигавшего идею удмуртской автономии Иосифа Наговицына, Кузебая Герда, министра обороны СССР Дмитрия Устинова, маршала авиации дважды Героя Советского Союза Федора Фалалеева, вице-президента Академии наук руководителя строительства блюминга на «Ижстальзаводе» Александра Целикова, генерального директора «Ижмаша» Ивана Белобородова, со знаменитым Михаилом Калашниковым и многими другими. Обширные именные коллекции этих людей и известных коллективов хранятся в наших фондах и участвуют в оформлении многих выставок. А всего за свою собирательскую деятельность я обработала и сдала в фонды более четырех тысяч музейных предметов.
– Не все семьи охотно отдают свои реликвии – ценные вещи и предметы. Вы знаете какой-то секрет, волшебное слово?
– Наверное, люди чувствуют, когда ты искренне любишь свое дело. К тому же я не прерываю связи с дарителями после получения коллекций. Поздравляю их с праздниками, переписываюсь, и в конце концов мы оказываемся друзьями на всю жизнь. Я была так рада, когда некоторые из них приехали из Москвы на 95-летие музея.
С улицы Вадима Сивкова – в здание Арсенала
– Где располагался музей, когда вы пришли сюда работать?
– На улице Вадима Сивкова в бывшем доме священника Лятушевича. Но наши фонды росли, а дом Лятушевича стал тесен. Тогда же нам выделили левое крыло Арсенала, где начался ремонт. А в это время в остальной части здания еще находился цех № 111 завода «Ижмаш». В 80-е годы мы получили еще одно временное помещение на улице Удмуртской. И только в 1994 году заехали в полностью освобожденный и отремонтированный Арсенал, который стал нашим постоянным достойным местом обитания. Это было удачное решение бывшего первого секретаря обкома КПСС Валерия Марисова, принятое с подачи министра культуры Анэтты Сидоровой. Лучшего варианта не сыскать! Центр города, старинное историческое здание, получившее вскоре статус памятника федерального значения, просторное помещение, где можно разместить все наши фонды и построить постоянную экспозицию, показывающую историю, природу и сегодняшний день Удмуртской Республики.
Осваивала здание тогдашний директор Тамара Алексеевна Шилова: надо было закупить километры тканей для штор, приобрести стулья, столы и прочее. А я была у нее заместителем. Моя задача – подготовить проект и научную концепцию для будущей постоянной экспозиции, что я и сделала.
Как получить средства для развития
– Все девяностые годы до начала нового столетия мы работали на временных выставках.
– Но музей – это, в первую очередь, постоянная выставка, этим он отличается от выставочного зала.
– Финансирование в 90-е годы, времена лихие и тяжелые, было ограниченным. Освоение началось, когда я стала директором. Появилась федеральная целевая программа «Культура России», и благодаря ей началось строительство постоянных экспозиций. Первая была посвящена периоду с древней истории до начала двадцатого века. В 2005 году она была открыта. За эту выставку авторы, в том числе и я, были удостоены звания лауреатов Государственной премии Удмуртии. В нее вошли оформление залов «Археология», «Мы – удмурты» и «Города начинались с заводов».
– Трудно войти в программу?
– Ежегодно готовим заявки и сопровождающие документы в программу «Культура России» и получаем ежегодно по два миллиона рублей. Именно на эти средства была открыта в сентябре этого года постоянная выставка «Природа Удмуртии». Это я сегодня так легко говорю – «была открыта», но сделать постоянную экспозицию – дело очень сложное во всех отношениях. Так, «Природу» мы готовили восемь лет – в нее также вложилось Министерство культуры и туризма Удмуртии – спасибо министру Владимиру Соловьеву.
– Культура – дорогое удовольствие, а ее развитие – осознанное требование духовно развитого общества. Где-то это понимают, где-то нет. Многие руководители учреждений культуры не решаются выходить на грантовые конкурсы, на федеральные программы, пребывая в состоянии застоя. А вы решились. Подскажите, какой путь надо пройти, чтобы получать дополнительное финансирование из федеральных средств, – это может помочь другим.
– Программ сейчас много – например, по безопасности, и мы готовим сразу несколько заявок. Потом надо защитить их в Министерстве культуры России. И не просто ждать результата, а постоянно туда ездить, проверять, как идет процесс, устанавливать с сотрудниками министерства дипломатические отношения. И вот – средства пошли. Но денег часто не хватает, значит, привлекаем дополнительно спонсоров. Так, для покупки археологической коллекции автор экспозиции «Клад ювелира» Таисия Ивановна Останина привлекла директора бутика «Леонардо». Нам помогали «Удмуртнефть», ижевская мэрия, Министерство национальной политики и другие. Огромное всем спасибо.
Отдельно скажу о грантовой деятельности, которой занималась заместитель директора Марина Рупасова и я. Мною были выиграны два международных финских гранта. На средства первого проведена передвижная финно-угорская выставка «Музейный триптих», которая объездила всю Россию. В его рамках наши сотрудники стажировались в Хельсинки, выпущен альбом. Второй был назван «Корни твои».
Новые тренды в музейном деле
– Подозреваю, что постоянную головную боль вызывает содержание этого громадного исторического здания.
– Уже в 2007 году мы сделали ремонт, так как фасад начал разрушаться, потекла крыша.
– Сегодня музейная философия изменилась и включает такие понятия, как инновации и обустройство музея как доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Как Национальный музей осваивает этот тренд?
– Экспозиция «Природа» построена уже совсем по другому принципу, чем прежние. Гости из Государственного дарвиновского музея Москвы и Казанского кремля отметили, что это лучше, чем у них, потому что мы сохранили равновесие между новыми техническими приемами и естественностью представления экспонатов. Впервые в истории нашего музея эта экспозиция стала доступна всем: наклейки сделаны на шрифте Брайля, есть два подъемника, пандус, некоторые экспонаты можно пощупать, услышать и даже понюхать – травы, мех животных. Приемная комиссия выставки была приятно удивлена. Будем работать по программе «Доступная среда» и дальше.
Современной компьютерной системой КАМИС оборудовано фондохранилище, благодаря чему мы вносим в единый музейный каталог России наши предметы хранения. Сегодня в хранилище проведен современный ремонт, идет монтаж современной автоматической аппаратуры по газопожаротушению. Уже завезли новое оборудование для хранения экспонатов.
– Но еще не все постоянные экспозиции построены. Что впереди?
– Осталась последняя, посвященная XX веку. Уникальные экспонаты 20-30-х годов не видят света, а посетители хотят знать об этих периодах жизни нашей страны больше. Нужно показать ижевские мотоциклы, станки, редукторы, радиоприемники, магнитофоны, компьютеры, продукцию оружейных и других заводов. Надеюсь, что мне удастся довести проект постоянной экспозиции до конца.
– За эти годы остался ли тот романтизм, с каким вы пришли в музей в первый раз, или теперь все обычно, рутинно?
– Музей – это место, где постоянно ощущаешь энергетику ушедшего времени и людей, которые творили историю. Он не может оставить равнодушным. Конечно, когда крутишься, решаешь проблемы, то отключаешься от тонких чувств. Но периодически приходит момент осмысления сделанного – рационального и эмоционального. У меня свой прием релаксации: когда совсем замотаюсь, голова трещит от забот, выхожу в наш уютный чистый обустроенный внутренний дворик, сажусь на скамейку, оглядываю П-образный корпус Арсенала, смотрю на колышущиеся верхушки берез, закатное небо, вбираю вечернюю тишину и свежесть, и становится так хорошо. Думаю: неужели это я, когда-то простая сельская девочка из Граховского района, веду такое сложное хозяйство, такое огромное и важное для республики учреждение культуры? Вспоминаю свои первые детские впечатления. Мы – мальчишки и девчонки – раскапываем место, где находились дореволюционные Ушковские заводы. Находим железные детали от бывшего производства, а однажды – почти целую чашку гарднеровского фарфора. Посижу так и возвращаюсь в стены музея уже отдохнувшей. Можно снова работать, а вечерами дописывать книгу воспоминаний.
Газета "Удмуртская правда" (Удмуртская Республика) от 18 декабря 2015 года
Автор:
Нина Пузанова