23.12.2015 10:10
Накануне Нового года столичный Экспоцентр превратился в ремесленную слободу. В Москве открылась Всероссийская выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2015». Выставочная экспозиция Югры была посвящена двойному юбилею: 85-летию округа и 20-летию окружного Центра народных художественных промыслов и ремесел.
Вопреки глобализации
Звучавший из репродуктора напев «Располным-полна моя коробочка..» как нельзя лучше соответствовал моменту. Чего здесь только не было: и ситец, и порча…А еще хохломская и городецкая роспись, гжельский фарфор, ростовская финифть, вологодское кружево, клинские елочные игрушки, тюменские ковры и знаменитые изделия Тобольской косторезной фабрики. Ткачихи ткали, вышивальщицы вышивали, и где-то, наверное, подковывали блоху… Мастера из 65 российских регионов приехали на свою самую главную ярмарку в году не с пустыми руками. У каждого ? товар штучный, уникальный, выживший вопреки всем процессам глобализации. Навыки и традиции передавались из рук в руки, от отца к сыну, от матери к дочери…
Об этот свидетельствовала и экспозиция Югры. Здесь и реконструкция костюмов обских угров и коллекция кукол,представляющих финно-угорский мир: от марийцев до коми. А рядом татарский кумган (узконосый кувшин) работы народного мастера России Ларисы Пастернак и берестяная утварь, выполненная в русской традиции. В многонациональной Югре сплетаются десятки культурных корней, обогащающих друг друга.
?Для нас уходящий год был особенный,?говорит директор Центра народных художественных промыслов и ремесел Ольга Бубновене, ? по предложению губернатора Натальи Комаровой он был объявлен Годом сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих округ. В этом мы увидели и признание значимости традиционных народных промыслов и дополнительный шанс для наших мастеров заявить о себе как профессионалах в своем деле».
Этому способствовал и конкурс профессионального мастерства «Славим человека труда!» Уральского федерального округа, в котором участвовали югорские мастера в специальной номинации, предложенной губернатором,?«Народные художественные промыслы». В течение четырех часов умельцы по дереву вырезали черпаки, мастера по бересте изготавливали блюда, мастерицы по коже шили традиционные сумочки. Мастер по художественной обработке дерева Александр Синицын из Нягани занял второе место в своей номинации, а Наталья Павлова из Сургута, работающая с кожей, удостоилась третьего места.
Конкурс показал, что, к сожалению, в некоторых регионах, например, в Екатеринбурге, Кургане, утрачены народные традиции: мастера, скорее, производят авторские декоративные работы, внешне напоминающие народные образцы, но не опирающиеся на традиционные знания. « Берешь в руки блюдо из бересты, а оно рассыпается в руках, не способно удерживать снедь. Между тем, функциональность, форма ? главное, что передавали мастера из поколения в поколение»,? отмечает Ольга Бубновене.
Сибирский эксклюзив
В Югре,к счастью, народные промыслы ? не дела давно минувших лет. Народы ханты и манси, например, до сих пор пользуются берестяными коробами да черпаками из дерева. Никакая «ИКЕА» не заменит природные материалы,согретые руками мастера. И лодки-долбленки по-прежнему в ходу.
Другим стержневым событием культурной жизни округа,по словам директора Центра ремесел, стал «Город мастеров. Югра: Запад – Восток» ?масштабный проект, который удалось осуществить в уходящем году. Он прошел на двух площадках?в восточной части округа( в Нефтеюганске) и западной (в Урае). В городской среде быстрее забываются традиционные промыслы, не случайно жители Нефтеюганска признавались, что и не предполагали, какие умельцы живут рядом с ними, насколько сложны и уникальны их творения.
Вот именно: творения! Взять хотя бы традиционное платье ханты работы Элеоноры Митрофановой, которое я долго рассматривало на выставке.То, что делает Элеонора, женским делом не назовешь: она работает с металлом. Мастер изготавливает металлические украшения для традиционного костюма обских угров, восстанавливает то, что с годами было утрачено. Говорят,после Казымского восстания советская власть запретила хранить в домах металл и ханты перестали украшать одежду металлическими деталями. Элеонора подготовила комплекс традиционного костюма южных ханты конца XIX века по материалам финского ученого У.Д. Сирелиуса и музейных коллекций Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге. На отливки для одного костюма уходят недели.Почти по Маяковскому: « В грамм добыча, в год труды». Но Элеонора своих усилий не оставляет.
С моим замечанием по поводу «не женского дела», она не согласна. «На самом деле, это самое женское дело,? говорит она,? поскольку этим в Югре традиционно занимались женщины. Кстати, как и гончарным делом. Всё что связано с домом, очагом, - дело женских рук».
С Центром активно работают местные музеи: там, где не хватает подлинных экспонатов, выручают мастера, умеющие реконструировать традиционный костюм.
Принято считать,что традиционными промыслами занимаются бабушки,чтущие традиции. Сидят такие Арины Родионовны у окна с прялкой или спицами и сказки внукам рассказывают.Ничего подобного. В промыслы в Югре сегодня идут молодые. Такие как Элеонора Митрофанова и Екатерина Смирнова, художник-конструктор Школы-мастерской народных промыслов из Урая, занявшая в этом году в Архангельскена Всероссийском смотре-конкурсе «Молодые дарования» 1 место. Более 400 молодых мастеров и художников народных художественных промыслов, преподавателей и студентов специализированных учебных заведений от 14 до 35 лет из 40 регионов России участвовали в этом престижном конкурсе,тем ценнее победа нашей землячки.Екатерина представила коллекцию восстановленных русских костюмов Западной Сибири конца XIX века.
Кто сохранит секрет матрешки?
Ярмарка ярмаркой, а от проблем не уйти. О них участники «Ладьи» говорили в ходе семинаров, посвященных развитию народных промыслов. «Промыслы сейчас, по сути, выживают,? говорит председатель правления Ассоциации « народных художественных промыслов России Геннадий Дрожжин, ? падают объемы производства, примерно в десять раз сократилась численность мастеров и художников. Зарплата в отрасли весьма невысока ?в среднем около 10?15 тыс. рублей, перенимать секреты мастерства некому». За последние 20?25 лет Россия уже потеряла порядка пятидесяти предприятий народных промыслов. Ими сегодня просто невыгодного заниматься. А ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры.
По мнению главы Ассоциации народных художественных промыслов России,еще лет пять лет такой борьбы за выживание, и мы лишимся этого богатства, сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. И те рискуют далеко уйти от традиционных канонов.Так и секрет изготовления матрешки можно потерять.
Но есть и другая точка зрения,её придерживаются, в частности, энтузиасты народных ремесел из Югры: в наше турбулентное время можно потерять офисную работу и чиновничье кресло, и даже нефтяная вышка не дает былую стабильность. А ремесло прокормит,как кормило наших предков. Были бы руки, талант и упорство.
"ugra-news"
Автор:
Ольга Маслова