На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Как встречали Рождество жители Саранска 400 лет назад?

Как встречали Рождество жители Саранска 400 лет назад? 24.12.2015 17:42

На носу - Новый год, а там и до светлого праздника Рождества Христова рукой подать. Отвлекшись от предновогодней суеты, мы задались вопросом: как встречали приход зимы и Рождество наши предки - жители Саранска XVII века? Во что они одевались, что ставили на праздничный стол? Ответить на загадки истории и перенестись на 400 лет назад «ИМ» помог городской Клуб военно-исторической реконструкции и средневекового фехтования «Владычный полк».

Помещик: шелка и меха

- Начнем с того, что в XVII веке Новый год зимой не встречали: тогда «новолетие» приходилось на сентябрь, - уточнил, встречая нас в музее «Владычного полка», соруководитель Клуба, кандидат исторических наук Дмитрий Фролов. - Но зимнее время наши предки проводили не только в повседневных трудах. Иностранцы, посещавшие Российское государство 400 лет назад, писали о высоких ледяных горах, кататься с которых было «скорее опасно, чем весело», о штурмах снежных крепостей и других зимних забавах. Саранск XVII века был пограничным городом, и вряд ли тут веселились на такую широкую ногу, как в Москве, но «потешные» снежные крепости наверняка брали, играли в снежки, катались на санях.

В полной мере ощутить себя жителем Саранска XVII века мне помог полный комплект одежды («комплекс», как говорят реконструкторы), с доскональной, музейной точностью воссоздающий наряд дворянина 400-летней давности. Своими руками этот «комплекс» сшил Дмитрий Фролов: не только ученый, но и талантливейший реконструктор. Наряды, воссозданные Дмитрием, снимали в научных фильмах о русской старине.

Облачение начинается с нижней льняной рубахи и цветных штанов из того же материала. Вещи эти - просторнее и удобнее современных. Только штаны без карманов (на русской одежде XVII века их не было вообще, карманы заменяли разного рода сумки и кошели). На ноги - нарядные кожаные сапоги желтого цвета. Поверх нижней рубахи - верхняя, уже шелковая. А на две рубахи - еще и зипун (кафтанчик до колена): бархатный, с отделкой из речного жемчуга! А на зипуне-то - антикварные персидские пуговицы из серебра и финифти.

- Мода была всесословной, - говорит Дмитрий Фролов. - Зипуны носили все, от царя до крестьянина. Но из разных материалов...

В зипуне и двух рубахах мне уже жарко. А сверху надевают еще и шикарный кафтан из белой шерсти, с литыми узорчатыми пуговками, с цветными шнурами. Очень теплый. Рукава - до колена, но их нужно подтянуть по длине руки. Вот откуда пошло выражение «спустя рукава»!

- Жарко? - спрашивает Дмитрий. - А для парадности в старину и по два кафтана надевали, и шубу летом!

Кафтан перетягивают широким шелковым поясом. А сверху на плечи - шубу, кило на 15: из овчины, крытой сукном. В такой можно спать на снегу! Наряд довершает шапка: бархатная, с чернобурой лисой.

- В ценах XVII века на тебе - несколько деревень, - подытоживает Дмитрий. - Но в Саранском уезде было много состоятельных помещиков, несших государеву службу.


Горожанка: девушка, вы из какого века?

От друзей я часто слышу, что мне нужно было родиться в другом веке. Теперь я знаю, что в XVII столетии мне было бы вполне уютно. Примерить на себя настоящий костюм той эпохи было моей давней мечтой. Неожиданно она осуществилась.

Когда я впервые увидела свой будущий наряд - горожанки XVII века - на манекене, он напомнил мне одеяние старухи из «Сказки о золотой рыбке» и не особо порадовал. Но потом я всё же оценила все прелести этого «лука» (англ. look - образ).

Сначала на меня надевают льняную исподнюю рубаху, сшитую вручную. Раньше она служила нижним бельем. Рубаха достаточно широка, в ней комфортно.

Затем - долгорукавная верхняя рубаха. Это уже необычно и интересно: длина ее рукавов - 3 метра. В старину по длине рукава можно было оценить благосостояние женщины: чем длиннее, тем богаче. К тому же, сосборенные рукава сохраняли тепло зимой и обеспечивали правильную температуру тела в жару. Скажу честно, носить на руках столько ткани не совсем удобно. Чувствуешь себя роботом, движения ограничены. Как нашим предкам в такой одежде удавалось ещё и хозяйством заниматься, лично мне не понятно.

Что мне понравилось, так это алый льняной глухой сарафан. Нет ничего народнее, чем этот элемент гардероба. Его надевают поверх обеих рубашек. Примерив сарафан, сразу ощущаешь, что машина времени под названием воображение переносит тебя далеко-далеко за пределы дня сегодняшнего.

Не замерзнуть горожанкам в XVII веке помогал зипун. Это такой кафтанчик. Мой сшили из плотного «заморского» темного сукна и украсили множеством латунных пуговок. Каждая - рукотворное произведение искусства. Кстати, в старину считалось неприличным, если хотя бы одна пуговица оказывалась не застегнутой.

Поверх зипуна - кафтан-однорядка. Это тяжелая шерстяная верхняя одежда с интересными прорезями для рук. Мне предложили примерить однорядку с уникальными пуговицами из шнурков. Их покрасили и переплели по особой технологии. Получилось очень эстетично.

То, чего не хотелось снимать и вообще появилось желание забрать домой - сапоги из натуральной кожи. Такой удобной колодки я никогда не встречала. Нам рассказали, что их сотворил тульский сапожник, специально для данного образа.

Завершил мой образ горожанки XVII столетия головной убор, вернее, их было два. Сначала на меня с трудом надели красный повойник - мягкую шапочку. И поинтересовались моим семейным положением. В те времена замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы. Затем мне повязали убрус - повседневный платок. В зеркале я себя не узнала. Перевоплощение удалось.

Примерив на себя одежду наших предков, скажем: зимой им явно не было холодно. И одежда была поудобнее. Ей бы еще рукава покороче... Ну а если серьезно, изучая историю России, занимаясь воссозданием ее старинных костюмов, нельзя не полюбить нашу Родину, на себе чувствуя и простоту крестьянского зипуна, и тяжесть дворянских доспехов. «Машина времени» перенесла нас в прошлое всего на час, но прошлое стало и понятней, и ближе.

Рождественский стол

О праздничных яствах XVII века в «Домострое» той поры написано так: «В Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину, заливное осердье лосиное, губы лосьи, печень и мозги лосиные, зайчатину, кур с вертелов, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, налимов гнутых, лапшу, карасей да щи.

Да еду рыбную: сельдь на пару, сельдь свежемороженую, лещей на пару, спинки белорыбицы, спинки лососьи, спинки нельмы, семужьи спинки на пару, стерлядь на пару, сигов, лодогу на пару, рыбный студень, уху шафранную да простую уху, молоки да печенки налимьи, уху щучью с перцем, уху окуневую, уху стерляжью».


В прошлом побывали Александр Ефремов и Ирина Злобина

Газета "Известия Мордовии" (Республика Мордовия) от 23 декабря 2015 года


Возврат к списку





Календарь праздников
29
ноября
2024














Документы



Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]