28.01.2016 13:41
«Сибирь в древности» – так называется новая экспозиция, открывшаяся в Новосибирском краеведческом музее. Здесь собраны артефакты, добытые во время этнографических и археологических экспедиций от Урала до Енисея. Особый интерес представляют экспонаты, привезённые с севера Томской области, из Красноярского края, Хакасии, с Алтая. Именно эти регионы учёные считают колыбелью традиционной сибирской культуры.
Доблесть охотника
Сергей РОСЛЯКОВ, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник музея, лично «отрыл» несколько бесценных артефактов. Например, фигурку медведя из бронзы. Её археолог обнаружил на раскопках памятника Берёзовый остров в Мошковском районе Новосибирской области. Десять лет назад чёрные археологи в поисках золота бульдозерами разрушили несколько курганов. Археологи написали заявление в полицию, но искать вандалов никто не стал.
К счастью, ценные для истории ископаемые предметы грабители не тронули. Теперь их могут созерцать посетители музея. По оценкам специалистов, археологическому памятнику Берёзовый остров – около 5 тыс. лет. В разное время он служил культовым местом для предков современных коренных жителей Сибири – хантов, селькупов. Позднее ритуальные действия там совершали предки сибирских татар. Об этом свидетельствуют найденные кости людей и животных, украшения, оружие, предметы из бронзы. Здесь ещё много артефактов, которые только предстоит откопать и изучить.
Например, бронзовый нож для рукопашного боя. Ему – около трёх тысяч лет. Сергей Росляков говорит, это – очень редкая вещь. Предположительно, его хозяин охотился с этим оружием на медведя.
Бронзовых фигурок, изображающих медведей, а также лосей и хищных птиц – орлов, коршунов, археологи находят довольно много. «У древних жителей Сибири был распространён тотемизм – они обожествляли животных и верили, что прародителем каждого рода является какой-нибудь зверь или птица, – рассказывает историк Росляков. – Особое отношение было к медведю. Его отождествляли с человеком, поскольку медведь может вставать на задние лапы. А ещё охотники утверждают, что туша медведя без шкуры один в один – тело человека. Тем не менее на медведей охотились. Победа над этим хищником считалась доблестью охотника. В каждом роду медвежатников почитали. Когда охота на медведя заканчивалась успешно, устраивали ритуальное действо, во время которого просили прощения у духов за убийство хозяина тайги».
Олень – бог солнца
Из современных охотников не каждый пойдёт на медведя, даже вооружившись многозарядным ружьём с оптическим прицелом. Селькупы и ханты охотились на хозяина тайги с ножами и копьями. Щит древнего охотника – замысловатая конструкция из дерева. Как объяснил Сергей Росляков, щиты использовались не для того, чтобы защищаться от ударов лапами или рогами – это было бы бесполезно, а для маскировки – зверь не видел подкрадывающегося охотника. Сегодня для этих целей используют маскировочную одежду.
На втором месте по распространённости – фигурки лосей. Этому животному сибиряки также поклонялись, считая его олицетворением мощи природы. На Алтае и на Урале особым почитанием пользовался олень. Наши предки считали его богом, им казалось, что на своих рогах олень несёт солнце.
В глубине Васюганья, по берегам таёжной реки Вах ханты и селькупы до сих пор живут так же, как три тысячи лет назад, – охотятся на лосей и медведей, ловят рыбу. Занятный музейный экспонат – рыболовное грузило, сделанное по традиционной ненецкой технологии. Нетрадиционен материал – кусок бетона, оставленный в тайге строителями какой-то буровой вышки.
Цивилизация, пришедшая в сибирскую тайгу сначала в 20-х годах прошлого века в виде советской власти, а потом в 70-е в лице нефтяников и газовиков, не принесла коренным обитателям этих мест ничего хорошего. Ассимилироваться в обществе с техногенным укладом они не смогли (а скорее, не захотели), но и традиционный уклад жизни был разрушен, в результате чего некоторые народности, жившие на территории Сибири ещё до начала ХХ века, исчезли с лица Земли навсегда.
Газета "Аргументы и факты"
Автор:
Елена Иванова