14.04.2008 11:21
Село Красноселькуп, один из районных центров Ямало-Ненецкого автономного округа, в октябре прошлого года отметил своё 70-летие. Место, где расположено село, имеет селькупское название “Нярый мач”, что в переводе на русский язык означает “тундровый, заболоченный лес”. Люди, жившие в такой местности, просто обязаны были трудиться не покладая рук...
Ещё эти земли часто звали “андреевы”: по рассказам старожилов, здесь было родовое имение Сильверста Андреева. Андреевы остались на своём месте и после установления советской власти: помогали рубить первые в селе дома, один из Андреевых был председателем Тымско-Караконского рода. И все по-прежнему охотились, ловили рыбу и каслали оленей. По данным переписи населения 1937 года, в селении Красноселькуп проживало 148 человек, на территории совета базировался колхоз “Буксир”, позже переименованный в колхоз имени Кирова. К началу Великой Отечественной войны он объединял 84 хозяйства.
С той поры в посёлке стали развивать огородничество и звероводство, животноводство и полеводство. Не боялись — завозили на Север с “земли” крупный рогатый скот, свиней и лошадей, пробовали сеять ячмень, пшеницу и рожь. Но оленеводство, разумеется, при этом оставалось на первом месте.
...Историю сельского хозяйства в районном масштабе начальник отдела по развитию агропромышленного комплекса и делам малочисленных народов Севера администрации МО Красноселькупский район Яков Константинович Андреев изучал не по учебникам. И когда он узнал первые итоги сельскохозяйственной переписи 2006 года — сильно расстроился: в частном секторе, на три больших по местным меркам населённых пункта, переписчики насчитали около... трёх десятков коров. Другая его личная печаль: в середине 80-х годов общественное стадо оленей было 8000 голов, а к середине 90-х от этого стада и след простыл. Такая вот грустная статистика.
К моменту реорганизации МУП “Совхоз ”Полярный" (бывшее базовое предприятие, где всегда работали коренные малочисленные народы Севера) в агрофирму “Приполярная” от совхоза осталось одно название: молочно-товарную ферму и звероферму закрыли, рыбодобыча была незначительной. У людей без работы в жизни началась черная полоса... К счастью, в правительстве округа уже думали над созданием целевых программ, направленных на поддержку агропромышленного комплекса.
Без дотаций красноселькупским сельхозпроизводителям никак не обойтись — это однозначно. В здешних краях даже нормальной транспортной схемы толком нет: навигация по главной водной артерии, реке Таз, с учётом вскрытия Обской губы — не больше трёх месяцев, других дорог, кроме временного зимника, в списках вообще не значится. И куда податься сельхозпроизводителю, если население невелико, рынок сбыта практически нулевой, а вывозить продукцию за пределы района дорого, а порой и просто нет возможности?! Но не работать вовсе — тоже нельзя, какая без работы жизнь...
Кроме окружных программ, сейчас у аграрников есть поддержка и на местном уровне. Администрация района заключает соглашения с предприятиями нефтегазового комплекса, и часть средств идет опять же предприятиям сельского хозяйства. В 2007 году эта сумма составила 13,5 миллиона рублей. В комплексе все эти меры позволяют главное: коренное население может жить и заниматься традиционным делом.
Правда, зарплата у работников этого сектора пока невелика, меньше не бывает. Но есть в Красноселькупе люди, которые работают не от безысходности и не за рубли, а потому, что просто любят свое дело. В их числе заведующая зверофермой Анна Константиновна Кунина, в девичестве, кстати, тоже Андреева. Ее трудовой стаж в одном хозяйстве — 41 год, только должности иногда меняла.
Второе возрождение ее зверофермы начиналось в октябре 2002 года с завоза 300 голов песцов. Тогда даже новую кормокухню построить не успели, так спешили наверстать упущенное. Потом к серебристым и голубым песцам прибавились черно-бурые лисы. Насколько разведение пушных зверей хлопотное дело, Анна Константиновна рассказывает с улыбкой, для нее в том, что касается работы, сложных вопросов нет.
— Кого держать выгоднее, песца или чернобурку? Песца, конечно, — рассуждает вслух Кунина. — У него выход пять, шесть, бывает и восемь щенков на штатную самку, а у чернобурки — максимум три, зато мясного корма больше да получше надо. В 2007 году на ферме выход был не очень большой — 8 щенков, а три года назад у нас в среднем получилось по 8,8 — это лучший показатель в округе.
Зимой зверей мы кормим раз в день, в сильные морозы, бывает, и два раза. А молодняк — постоянно два раза в день: надо, чтобы щенки выросли и к забою подошли с нормальным мехом. Людей на ферме работает немного, около десяти человек, а зверей летом может быть две тысячи. Представляете, сколько раз нужно работнику туда-сюда мимо шедов пройти, чтобы всех песцов напоить и накормить? Сорок бачков по 50 килограммов еды в день раздать, и все вручную... Опять же рацион у зверей должен быть сбалансированным, если только рыбу и комбикорм давать — они, конечно, вырастут, но доброго меха не будет...
Кунина постигала науку звероводства на практике да по книгам, ни дня нигде не училась, но в своем деле она профессор. Вот только случайно выяснилось, что Анне Константиновне не удалось в своей жизни купить... песцовую шубу. Видно, зарплата у знатного зверовода — в прошлом году Кунина получила почетное звание “Заслуженный работник сельского хозяйства” — все-таки не профессорская.
— Да ну ее, эту шубу! Один раз только могла взять, это было, кажется, в 91-м году, — весело смеется Анна Константиновна. — Привезли к нам их тогда аж четыре штуки. Женщины пристали: померь да померь. Я одну примерила, она мне так хорошо была, но брать я не стала. Двенадцать тысяч рублей, полмашины тогда, наверное, можно было купить! Потом эти шубы в округ забрали...
Сколько может сейчас стоить песцовая шуба, Анну Константиновну нисколько не волнует. Ей важнее, чтобы все шкурки, полученные на звероферме, были первого размера и отличались красивым мехом. И чтобы на этот товар был достойный купец. Мыслимое ли дело было прежде, когда приходилось возить шкурки в огромных баулах в Санкт-Петербург, Москву и Новосибирск, ходить по частным мастерским и переживать, если покупатель внаглую сбрасывал цену...
...Сегодня кроме зверофермы в агрофирме “Приполярная” можно увидеть капитально отремонтированный корпус молочно-товарной фермы и небольшое стадо КРС, новый плавучий холодильник и средства малой механизации для рыбодобычи. Еще здесь есть две теплицы общей площадью 800 квадратных метров, в прошлом году был получен урожай 240 килограммов томатов и 170 килограммов огурцов. Овощи были реализованы через розничную сеть, цены, кстати, не кусались, огурцы разошлись по 60 рублей за кило. На радость односельчан, в продаже был и картофель, выращенный на здешних полях. Но впоследствии от этой культуры в агрофирме решили отказаться в пользу турнепса, сочного корма для коров.
Планы на перспективу у руководства агрофирмы тоже есть, например, открыть коптильный цех и... провести праздник оленеводов. С соревнованиями, гонками на упряжках, щедрым угощением. Такого праздника на “андреевой земле” давно не было!
На 1 января 2007 года на территории Красноселькупского района проживало 1435 селькупов, из них в традиционных отраслях сельского хозяйства занято около 300 человек.
Автор:
Галина Задорина
Источник:
Газета "Тюменские известия" (Тюменская область) № 63, от 11 апреля 2008 года