13.10.2016 14:48
25 лет со дня образования общества исполняется в ноябре 2016 года. Накануне юбилея
"Удмуртская Правда" встретилась с президентом организации Татьяной Ишматовой, чтобы узнать о работе, достижениях общества, задачах и планах на будущее.
Борьба с ветряными мельницами
– "Удмурт кенеш" празднует 25-летний юбилей. Это достаточно длительный период для организации. Как шло становление и развитие общества?
– За годы своего существования ассоциация переживала и взлеты, и падения. Поистине героическим считаю время, когда организация создавалась. Перед основоположниками удмуртского общественного движения стояла сложнейшая задача – донести до руководства республики, да и до самих удмуртов, мысль о том, что национальные вопросы нужно решать на государственном уровне, что нужно развивать и сохранять этнос. С момента своего создания "Удмурт кенеш" стал столпом, который объединил вокруг себя удмуртское сообщество.
Понятно, что национальные вопросы требуют ежедневной работы, их невозможно решить в одночасье. Как правило, все они носят системный характер. Время вносит свои коррективы, диктует свои подходы и тенденции. Поэтому движение в одни годы ослабевало, в другие, наоборот, укреплялось. Было время, когда "Удмурт кенеш" имел статус общественно-политического движения. Спустя несколько лет произошла деполитизация общественных объединений, и "Удмурт кенеш" не стал исключением. Но все-таки, на мой взгляд, мы не можем жить вне политики. Политика – это и образование, и культура, и социальная сфера, и, наконец, вопросы подготовки кадров.
Наша организация, согласно заявленным в уставе целям, не может существовать вне политики. Скажу больше, сегодня мы берем на себя немало полномочий органов госвласти.
– В чем это заключается?
– К примеру, нам приходится решать наиболее острые вопросы, связанные с системой образования. На основании обращений наших активистов в районах мы ищем пути, как ввести изучение удмуртского языка, к примеру, в детских садах. Для решения этих и многих других вопросов нам приходится искать общий язык с муниципальной властью, которая нередко считает, что раз вопрос не в приоритете, то им можно не заниматься. Хотя на самом деле существующее законодательство позволяет решать многие вопросы на уровне муниципалитетов, а порой и администраций общеобразовательных организаций. Нужно просто захотеть. Но, к сожалению, бывают ситуации, когда желания погрузиться и решать проблему не возникает. Тогда начинается борьба с ветряными мельницами, мы убеждаем чиновников разного уровня, что для развития языка нужно создавать условия. Часто ссылаются на нежелание самих удмуртов изучать родной язык, обучать ему своих детей. Но на встречах с родителями дошколят и школьников мы слышим обратное: есть желание, но нет возможности. Бег по замкнутому кругу может затянуться на месяцы, а то и на годы.
Но в нашей практике немало положительных примеров, когда проблемы решаются быстро и эффективно. В качестве примера приведу село Алнаши, где дети долгое время в средней школе села не изучали родной (удмуртский) язык, потому что не набирался национальный класс. Переговоры с администрацией школы, встречи с общественностью, обсуждения на разных уровнях власти принесли свои плоды – в 2016 году национальный класс открылся, причем желающих изучать удмуртский язык оказалось достаточно много. Это еще раз доказывает то, что нужно просто создавать условия, и эта работа должна вестись системно, в том числе и муниципальными служащими.
Мало придумать закон, нужно заставить его работать
– Раз уж заговорили о политике, позвольте узнать, играет ли "Удмурт кенеш" какую-либо роль в законодательной деятельности?
– Безусловно. Мы не раз воспользовались своим правом выхода с законодательной инициативой. Мы четко понимаем, что, выступая с какой-либо законодательной инициативой, в первую очередь, должны соизмерять ее необходимость с реалиями современного общества. Мы не тешим себя мыслью, что если "Удмурт кенеш" выступил с предложением, то его тут же одобрят и примут к сведению. Самое важное, не просто инициировать принятие закона, а найти механизмы, которые заставили бы этот закон работать.
Большим успехом, в том числе нашей ассоциации, считаю принятие Закона "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики". Сейчас мы готовим поправки к этому закону. Несомненно, его нужно приводить в соответствие с сегодняшним днем. Главное, что мы должны обозначить в нем, – это обеспечение равных возможностей для изучения русского и удмуртского языков как государственных языков республики.
Пока мы работаем с депутатским корпусом, наша задача – дойти до каждого, обосновать свои намерения и рассказать о том, что у нас нет каких-то революционных идей. Нужно понимать, что никого силой не будут заставлять изучать удмуртский язык, который вообще-то является государственным. Мы просто отстаиваем право людей на изучение родного языка.
– Правильно ли я понимаю, что, решая какие-то проблемы, вы чаще сталкиваетесь с различного рода сложностями, нежели получаете поддержку?
– Когда решаешь какие- либо вопросы, всегда сталкиваешься с трудностями. Ведь нам как органу, который представляет интересы удмуртского народа, важно быть услышанными, важно, чтобы с нашим мнением считались. Ведь, образно говоря, мы являемся "мостиком" между обществом и властью. Насколько он будет надежным и крепким, зависит благополучие и комфортная жизнь жителей Удмуртии. Нельзя допустить возникновения пропасти между нами.
А в общем, сегодня нам грех жаловаться на власть, ведь у нас есть все условия для работы. Я искренне благодарна руководству нашей республики за поддержку. Ежегодно Глава Удмуртии Александр Соловьев находит возможность встретиться с активом нашей организации, вникнуть в проблемы, дать соответствующие распоряжения органам исполнительной власти. Находим взаимопонимание и с Председателем Государственного Совета Владимиром Невоструевым. Сообща работаем с председателем постоянной комиссии Госсовета по национальной политике Энвилем Касимовым. Безусловно, надежным партнером в решении всех задач является Министерство национальной политики Удмуртии. Отрадно, что буквально месяц назад наш активист, известный ученый, профессор Алексей Загребин стал депутатом Государственной Думы. Многие наши активисты вошли в число депутатов районных Советов, в некоторых муниципальных образованиях даже возглавили Советы депутатов. Это вселяет надежду на то, что вновь пришедшие чиновники не будут оставлять без внимания вопросы национальной политики.
Кто, если не "Удмурт кенеш"?
– Татьяна Витальевна, своей главной задачей общество ведь не ставит только вопросы сохранения языка и создания условий для его изучения?
– На самом деле круг решаемых нами задач весьма широк – от проведения культурно-массовых мероприятий, научно-практических конференций, круглых столов и дискуссионных клубов до реализации долгосрочных социальных проектов, призванных сохранить удмуртский этнос, язык и культуру.
Считаем своим долгом работу по увековечению памяти наших национальных героев, коими являются Трокай Борисов, Кузебай Герд, Ашальчи Оки, Эрик Батуев… Три года назад, в 2012 году, благодаря "Удмурт кенеш" в Ижевске был установлен памятник Трокаю Борисову – основателю удмуртской государственности. До этого "Удмурт кенеш" создал фонд по сбору средств на изготовление памятника Кузебаю Герду, который впоследствии нашел свое место рядом со зданием Национального музея имени Кузебая Герда. Мы учредили Национальные премии имени Кузебая Герда, Ашальчи Оки, Эрика Батуева.
Удмуртскому народу есть чем гордиться, и мы должны сделать все, чтобы молодое поколение не забывало своих героев, помнило людей, которые стояли у истоков удмуртского движения.
Сегодня, судя по тому, с какими обращениями к нам приходят люди, я бы назвала нашу организацию обществом по защите прав удмуртов. Вопросы самые разные, начиная с судебных разбирательств, заканчивая проблемами трудоустройства. Люди приходят в надежде, что мы поможем: "Я же удмурт, кто мне поможет, кроме "Удмурт кенеша"?
– Вы говорили о работе по подготовке кадров. Расскажите о ней.
– "Удмурт кенеш" стал стартовой площадкой не для одного десятка талантливых и успешных удмуртов. Сегодня их имена звучат в политике, культуре, образовании, многие из них активные общественники. Работа в общественной организации – это неоценимый опыт, она дает старт для профессионального и личностного развития человека.
Многие ошибочно считают, что наша работа заключается лишь в проведении фестивалей, праздников и каких-то конкурсов. На самом деле мы работаем с ментальностью человека, над его самосознанием. На первый взгляд, эта работа совершенно не заметна, но зато насколько она важна! Ведь порой приходится объяснять и доказывать самим удмуртам, что нельзя отрекаться от того богатства, которое передано нам предками, не нужно стесняться своего языка и культуры, нужно гордиться своей национальностью.
Рада, что мы тесно сотрудничаем с удмуртскими общественными организациями: Удмуртской молодежной общественной организацией "Шунды", Республиканским советом женщин-удмурток "Удмурт нылкышно кенеш", Обществом удмуртской культуры "Дэмен", Центром закамских удмуртов. Также поддерживаем дружбу со всеми национально-культурными объединениями, которые есть в нашей республике.
– Какое положение сегодня занимает "Удмурт кенеш" в финно-угорском пространстве?
– Весьма достойное. В этом я лично не раз убеждалась, бывая на финно-угорских мероприятиях: всемирных конгрессах финно-угорских народов, заседаниях Ассоциации финно- угорских народов России. Во всех обозначенных мероприятиях по вопросам этнополитики и права, здравоохранения, демографии и национального образования в качестве основных докладчиков всегда выступают наши эксперты.
Финно-угорское сотрудничество занимает большое место в деятельности нашей организации буквально с 1991 года, когда в Ижевске по инициативе "Удмурт кенеш" про- шел первый съезд финно-угорских народов России.
Мы тесно сотрудничаем с Ассоциацией финно-угорских народов России, часто бываем в субъектах, где живут удмурты, делимся опытом работы, реализуем совместные проекты. Кстати, один из последних проектов – это создание календаря, посвященного финно- угорским народам. В нем представлены интересные факты о финно-уграх и фотографии национальных костюмов, народных инструментов, блюд национальной кухни. В общем, с точки зрения познавательной функции проект интересный. Многие ли слышали о такой нации, как ингерманландцы? А между тем это наши собратья, которые живут в основном в России – Санкт-Петербурге, Ленинградской и Псковской областях, Карелии и Западной Сибири.
– Татьяна Витальевна, на должности президента "Удмурт кенеш" вы чуть более полугода. До вас обществом руководили в основном мужчины. Можно ли говорить, что с вашим приходом в его работе появится "женский" отпечаток?
– Я не сторонник революций и методов работы, когда все созданное до тебя разрушается до основания. В организации "Удмурт кенеш" я достаточно давно. Помню, какой она была при Валентине Кузьмиче Тубылове и Николае Николаевиче Мусалимове. С Игорем Николаевичем Семеновым, моим предшественником, мы работали в тесной связке. Каждый из этих людей внес огромный вклад в развитие организации.
Конечно, я понимаю, что на фоне этих "тяжеловесов", которые одним звонком могли решить любой вопрос, я выгляжу несколько иначе. У меня иной стиль руководства. Я общественница с младых ногтей и поэтому основную свою задачу как руководителя вижу в том, чтобы заряжать свою команду идеями, общими проектами, которые бы объединяли нас на решение общих важных задач. Судить о том, что будет, я не могу, ведь, как я уже говорила, национальные вопросы не решаются сиюминутно. Результат можно увидеть лишь через несколько лет. Важная задача – привлечь в организацию новые лица, новые веяния. И в то же время сохранить тот костяк, который работает здесь уже долгие годы. В любом деле для развития всегда необходимо поддерживать преемственность. На мой взгляд, нам в организации это удается.
Сохраняя старые добрые традиции, мы будем двигаться вперед, развиваться и вширь, и вглубь. Мы не хотим жить в резервации, мы хотим, чтобы о нас больше знали представители других национальностей. Мы готовы к сотрудничеству и реализации совместных проектов. "Удмурт кенеш" за то, чтобы наша многонациональная республика развивалась.
Застенчивые, ранимые и очень гостеприимные
– Татьяна Витальевна, говоря об "Удмурт кенеше", нельзя не говорить о самих удмуртах. Каков сегодня, на ваш взгляд, портрет удмурта? Не растерял ли он своих качеств в суете современной жизни, не растворился ли в многонациональной Удмуртии, где представлено такое разнообразие культур и традиций? И, наконец, не потерял ли былое мироощущение?
– Любой человек, который ощущает себя частью большого или малого этноса, отличается не только тем, что он знает язык, носит костюм или соблюдает традиции. Есть еще такое понятие, как ментальность, которая объединяет человека с сородичами. Как мы говорим по-удмуртски, это "удмурт сям". Очень часто по набору определенных качеств можно сказать: "Удмурт сямзе возьматэ!", то есть "Показывает свой удмуртский характер!".
Мне кажется, со временем ментальность удмуртов несколько изменилась, но основные черты все же сохранились. Есть набор генетических качеств, которые передаются человеку как данность, и это не просто черты характера, передающиеся от родителей к ребенку. Объясню на личном примере. Мои дочери воспитываются практически в тех же условиях, что и другие дети. Они так же ходят в детский сад, бывают в тех же больницах, на развивающих курсах. Но вот что удивительно, они, в отличие от большинства сверстников, очень стеснительны. Не раз задумывалась по этому поводу, откуда в ребенке застенчивость? Откуда это желание вначале присмотреться? И только после того как они привыкают к человеку, тот становится для них совсем родным. Эта черта характера удмуртов связана с тем, что мы очень ранимые. Именно поэтому мы не спешим раскрывать свою душу первому встречному. Застенчивость, если она не переходит в гиперболизированную форму, не такое уж и плохое качество.
Удмуртам свойственна определенная боязнь, когда они не смеют лишний раз что-то сделать или сказать. Это связано с тем, что их воспитывают на мифологии и с детства приучают бояться Коркакузе (домовой), Вукузе (водяной), Нюлэскузе (леший). С одной стороны, жить в страхе – что в этом хорошего? Но с другой – неправильно, если ребенок ничего не боится. Думаю, в каждом должен быть определенный тормоз, который сдерживает от излишней навязчивости, грубости или наглости.
Удмурты гостеприимны. Это отмечают наши собратья из Венгрии, Эстонии, Финляндии. "Вы открытые, искренние, вы умеете принимать гостей, и мы рады приезжать к вам снова и снова", – говорят они.
А еще удмурты очень привязаны к природе. Ведь изначально мы лесной народ. И даже сегодня, когда мы живем в больших городах, пользуемся всеми благами цивилизации, нас тянет на природу. Каждый раз, приходя в лес или поле, мы ощущаем ту же энергию деревьев и земли, которую они дарили нашему народу сотни лет назад. Очень важно не потерять эту тонкую связь с природой.
– Вы говорите о застенчивости как национальной черте характера удмуртов. У многих она ассоциируется с забитостью. Но ведь быть застенчивым не значит быть забитым?
– Чрезмерная застенчивость свойственна людям, которые долгое время живут в замкнутом сообществе, в маленьких деревнях, например. Но это вовсе не значит, что застенчивый человек – забитый человек. В современных удмуртах застенчивость присутствует, хотя мы стали более раскрепощенными. Но не хочется, чтобы удмурты кардинально менялись, ведь скромность украшает человека. Но в то же время скромность не должна быть чрезмерной и не должна превращаться в самоуничижение.
Любить малую родину
– Не находится ли удмуртская самость под угрозой глобализации, которая происходит сегодня во всем мире?
– Последствия глобализации, хотя и не так явно, мы уже ощущаем на себе. Хотя, конечно, она сказывается и на наших европейских сородичах, например, финнах, которые живут в современных городах, но при этом утратили связь со своим прошлым. Когда, приехав на всемирный конгресс финно-угорских народов, мы попросили их показать нам что-нибудь из традиционной культуры, они сказали, что такого у них нет, а все что есть, перед глазами. А это, увы, не исконно финское, а европейское. Поэтому когда они бывают в наших деревнях, где еще более-менее живы традиции, они искренне восхищаются и удивляются: "Разве все это можно сохранить? Берегите свою культуру и традиции. Утратив однажды, вы уже не вернете их. Можно воссоздать, но тогда они получатся искусственными".
Мы понимаем, как важно сохранить удмуртский дом, костюмы, и не просто как экспонаты, а как атрибуты, которые присутствуют в жизни удмуртского человека каждый день. Не забывать своих песен, танцев, читать детям наши родные сказки, готовить традиционные блюда. Но главное – учить подрастающее поколение любить свою малую родину как часть большой страны и многоликого мира. В противном случае нас ждет забвение.
Автор:
Наталья ТЮТИНА
Источник:
"Удмуртская Правда" - http://udmpravda.ru/