06.05.2008 11:47
27-28 февраля в Республике Коми, в Сыктывкаре, состоялись Дни вепсской культуры. Мероприятие прошло благодаря активности вепсского молодёжного объединения «Финно-угорские звёзды», которым руководит Алевтина Солдатова. Организация взяла на себя колоссальную миссию – популяризировать и сохранить культуру вепсов, насколько это возможно. До этого они были известны киносъёмками фильмов на вепсском языке, один из которых уже экранизирован.
Гостей принимал Финно-угорский культурный центр Российской Федерации в Сыктывкаре, в помещениях которого прошла большая часть мероприятий.
Помимо Солдатовой в делегацию также входили руководители вепсских фольклорных ансамблей: Зоя Ефимова и Ирина Баранова, а также автор этих строк, магистрант Эстонской академии искусств (ЭАИ) Мадис Туудер. Мне было поручено доставить выставку с экспедиции к вепсам, которую открыли параллельно с вепсскими днями в приёмном зале финно-угорского центра.
На открытие дней собралось много народу, на мероприятии были также лидеры коми национального движения. После приветствий руководителя Центра Светланы Белорусовой и модератора Лилии Чупрыны бразды правления перешли в руки Алевтины Солдатовой, которая кратко рассказала об истории вепсского народа, современном положении и будущем.
Дабы последнее не казалось слишком мрачным, девчонки пели весёлые вепсские свадебные песни, вызвавшие живой интерес у публики. После этого я рассказал о финно-угорских экспедициях ЭАИ и о фотовыставке на вепсскую тему. Под конец показали снятый вепсской молодёжью фильм «Vepsän sai» (Вепсская свадьба).
Со схожей программой позже мы выступили в сыктывкарской гимназии, предназначенной для детей из коми деревень, и в пригороде столицы, в райцентре Сыктывдинского района.
Под конец открытого мероприятия публика оживлённо задавала вопросы и вступала в дискуссию. Интересными были результаты спора по поводу общей части в вепсской и коми культурах. Постоянно упоминали большую общую дружбу предков, но в шутку отмечали, что между вепсами и коми история сотворила большую дыру в географическом смысле, с которой надо что-то сделать.
Если говорить серьёзно, то есть угроза возникновения на этнической карте Севера, на месте проживания вепсов, очередной дыры. Ореол копателей дыр, говорят, заметен, прежде всего, у руководства Карельской Республики, также у местных функционеров в области культуры. В Карелии, говорят, больше занимаются укоренением белорусов, азербайджанцев и армян, чем поддержкой падающих в агонию коренных народов.
Вторая проблема, разумеется, в раздробленности вепсских земель между тремя регионами и в сильно подавленном самосознании, не говоря об исчезающем среди молодого поколения языке.
Оживление вызвала также выставка студентов ЭАИ, которую, в общем, приняли позитивно. Журналисты спрашивали, почему мы героев показываем в таких незаурядных ситуациях. На фотографиях изображены будни обычных людей, причём доминируют именно случайные, без позирования кадры. Видимо, мысль, что можно и без инсценировки, по-прежнему чужда, поскольку при показе деревенской романтики в тех краях по-прежнему действуют приукрашивающие стереотипы, подражающие сказочному формату.
На месте пребывания у нас было достаточно времени для знакомства и с буднями коми, их положение, разумеется, светлее. Нам показали несколько национальных центров, где популярными должны быть именно мероприятия на коми языке; думая о молодых, по примеру марийцев, планируют открыть в Сыктывкаре дискотеку с коми музыкой. Клиентуры у последней должно быть достаточно, поскольку, со слов руководителя общества «Коми Войтыр» Сергея Габова, Сыктывкар – столица с наибольшим процентом коренного населения среди финно-угорских регионов России. Около 30% из числа горожан составляют коми и это, по-мнению местных, заметно и на улицах города.
Особо радуются по поводу создания федерального финно-угорского центра в Сыктывкаре. Говорят, что финно-угры России во главе с коми самые активные среди коренных народов по степени использования государственных ресурсов в налаживании своих дел. С другой стороны, достаточно и проблем – год назад закрыли, как утверждают, по экономическим причинам, Коми национальное издательство. Последствия этого были видны и на прилавках магазинов. Литература на коми языке в продаже встречается намного реже, чем соответствующий товар в Саранске или Йошкар-Оле, не было даже русскоязычных изданий о Коми земле.
Уже годами ждёт перерождения находящийся в тени бетонных стен кинотеатр «Парма»; Коми национальный театр, который мы посетили, даёт представления в Доме профсоюзов, поскольку у них нет своего здания. Но упомянутые проблемы больше технического характера и поэтому разрешимы. Но вот, по мнению Сергея Габова, одна из основных проблем – школа на национальном языке – из-за бюрократических препон может остаться на уровне мечты. Хотя именно она могла бы способствовать сохранению народа, и местные власти это знают.
Под конец хотелось бы затронуть ещё один актуальный момент. На открытых мероприятиях, во время дискуссии наибольшую оживлённость вызывал вопрос, связанный с Владимиром Путиным и его происхождением. В зале в шутку утверждали, что положение вепсов должно быть обнадёживающим, поскольку известно, что Владимир Владимирович свой для вепсов парень. Вопрос не удивил Солдатову, она утверждала, что вепсы давно занимаются т.н. «путинским вопросом» и основательно изучили его происхождение.
Вепсский поэт Николай Абрамов направил в Кремль соответствующий запрос, на который почти сразу пришёл ответ. В официальном письме утверждали, что Путин всё-таки русский и ни о каких его финно-угорских корнях не известно. Дальше писали: если у него и могли быть какие-нибудь финно- угорские предки, то они, по всей видимости, были тверскими карелами. Политически вполне корректный ответ, но тут из зала сразу прозвучал вопрос – кто-нибудь знает, кто по национальности Медведев? Действительно, тема была очень актуальной – призыв идти на приближающиеся выборы президента звучал и в речах при открытии дней культуры.
Газета "Fenno-Ugria" (Эстония), №1 (40), май 2008 года
Автор:
Мадис Туудер