10.05.2017 10:11
Можно ли продавать свои национальные особенности? Этнобрендирование стало одной из тем третьего сезона Школы межэтнической журналистики. Экспертом занятия на эту тему стала начальник отдела координации туристской деятельности министерства культуры, туризма и архивного дела Коми Наталья Макарова.
"В нашем понимании бренд – это какая-то картинка, логотип, лицо чего-то. Но понятие бренда гораздо шире. Прежде всего, бренд – это тщательно продуманная идея, бизнес-инструмент. Для того, чтобы его продумать, нужно знать код территории – его историю, мифологию, традиции, – поделилась Наталья Макарова. – Мы должны поддержать местную культуру и при этом заработать деньги, развивая туризм".
Испанское фламенко, тайский массаж, "Мерседес" и "Тойота"… Стоять в одном ряду с мировыми брендами Коми можно пока только мечтать. И все-таки – какие идеи может предложить миру наша республика?
"Попробовать территорию на вкус"
Один из самых популярных видов туризма егодня – гастрономический. Туристу, кроме достопримечательностей, всегда хочется попробовать, в прямом смысле этого слова, кухню того или иного региона. Блюдо можно сделать брендом региона. Вот чем может удивить наша республика даже самые "искушенные желудки".
Рыба печорского засола
Говорят, что послевкусие этой рыбы идентично вкусу сыра Рокфор. А вот о запахе этого блюда ходят легенды: что, мол, и соседи, услышав его, вызывают газовую службу, и в поезд с этой рыбкой лучше не заходить. При этом существует мировой аналог рыбки печорского засола - оформленный бренд сюрстрёмминг – шведская консервированная квашенная сельдь.
Рецепт диковинки немудрен: речная рыба слабо солится и остается "кваситься" на солнце. Жуткий запах говорит о готовности продукта.
Почему бы и нам не устроить фестиваль рыбы печорского засола – предложили слушатели Школы.
Ляз
Молотая черемуха, смешанная с мукой и сваренная до консистенции сметаны. На вкус напоминает амаретто.
Азя шыд
Нечто среднее между кашей и супом. Перловку или овсянку варят на сыворотке. Некоторые добавляют горох.
Оленина
Не секрет, что на севере нашей республики держат оленей. Ассортимент продукции из оленины большой. Только вот над реализацией продукта еще работать и работать. До центра и юга Коми деликатес редко добирается: не продумана система его хранения и переработки.
Черинянь
Черинянь в переводе с коми языка означает рыбный пирог. В Печорском районе республики уже несколько лет проходит Черинянь гаж - праздник рыбного пирога. Поедание рыбников сопровождается обширной культурной программой, которая знакомит с обычаями и традициями коми народа. Удаленность от цивилизации помогает любителям этноэкзотики насладиться глубинкой Коми.
"Морошка медовая"
Пожалуй, самый раскрученный гастрономический бренд Коми - морошковая настойка. Производится она только в Сыктывкаре и давно стала излюбленным сувениром и гостей, и хозяев региона.
Коми – родина лыж
Брендом может стать не только продукт, но и интересный факт о республике, событие, праздник.
Раритетные лыжи
До сих пор первооткрывателями лыж называли норвежцев. До одной находки. В 1964 году на Висском торфянике в Княжпогостском районе, археологом Григорием Буровым был найден фрагмент сосновой лыжи со скульптурным навершием в виде головы лося. До 2009 года предмет находился в разрушенном состоянии: состоял из шести фрагментов, был деформирован и покрыт трещинами. В 2008 году Национальный музей РК обратился в Эрмитаж с просьбой отреставрировать памятник. Два года потребовалось реставраторам на восстановление раритета. Тогда же питерские ученые установили возраст лыжи и материал, из которого она была изготовлена. Это сосна, выросшая в последней четверти VI тысячелетия до нашей эры.
Легенда о Йиркапе
Археологическая находка имеет связь и с легендой об охотнике Йиркапе. Лыжа была найдена неподалеку от Синдорского озера, где, по преданию, погиб легендарный охотник. Напомним, что Йиркап нашел так называемое Ас пу – дерево – двойник человека, обладающее волшебными качествами. Срубив дерево, Йиркап изготавливает из него волшебную лыжу, с помощью которой он стал передвигаться с невероятной скоростью и стал самым быстрым и удачливым охотником. Враги решают его погубить. Они поят охотника вином, в котором прополоскали его портянки. Этот напиток делает Йиркапа невероятно тяжелым, и во время охоты лед не выдерживает его. Охотник тонет, а его волшебная лыжа срывается с ноги и пробивает насквозь толстое дерево на берегу озера.
Лямпиада
К слову, недавно в Коми начали проводить "Лямпиаду" - соревнования на лямпах. Это традиционные охотничьи лыжи Коми. К настоящему времени необычные гонки посетили не только гости из России, но и зарубежные.
Лыжники Коми
Визитной карточкой Коми, ее позитивным образом могли бы стать и её лыжники. Четырехкратная Олимпийская чемпионка, пятикратный серебряный и бронзовый призёр Олимпийских Игр, пятикратная чемпионка мира Раиса Сметанина известна во всем мире. Так же как и Василий Рочев – олимпийский чемпион, бронзовый и серебряный призёр на чемпионате мира. Василия Павловича называют обычно "Василий Рочев-старший". Ведь его сын, Василий Васильевич Рочев тоже чемпион мира и призёр Олимпиады. Подрастает в семье и, возможно, будущий чемпион, Василий Рочев-третий, сын младшего Рочева.
От Луда до Горки
Ижемский "Луд"
Хороводы в несколько километров из тысячи человек, конные скачки, костры, народные песни и забавы, конкурсы красоты – ежегодно в начале июля Ижемская земля принимает гостей на празднике Луд (в переводе на русский – "Луг"). Корнями гуляние уходит в языческие времена. Здесь нет зрителей, а каждый становится участником древнего обряда встречи солнца и поклонения ему. Все хороводят, готовят пищу, играют, поют, танцуют при свете костров и восходящего солнца. Костры на лугу горят всю ночь, и только утром народ расходится по домам.
До революции праздник начинался с того, что перед гуляньем молодые парни прогоняли вокруг луга табун лошадей. Этот обряд должен был уберечь остров от нечистой силы, а заодно лошади вытаптывали неровности на земле. Сегодня эта традиция преобразовалась в спортивные конные скачки, в которых участвуют как парни, так и девушки.
Усть-Цилемская Горка
Подхватывает Ижемский праздник Усть-Цилемская горка. Красочное гуляние проводится с Иванова по Петров день – с 7 по 12 июля. Пять столетий здесь трепетно хранят уникальную старинную культуру и на празднике знакомят с ней. С давних времен "Горка" символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья.
Небольшой промежуток между праздниками позволяет посетить оба гуляния и соединить их в программу выходного дня. Опросы показывают, что этот вид туризма сейчас наиболее популярен, туристы предпочитают бюджетные туры, максимум в четыре дня.
Фестиваль "К?рт Айка"
Сила, творчество, металл и огонь – к удивительному искусству кузнечного дела могут прикоснуться все желающие на фестивале кузнечного ремесла "К?рт Айка". К?рт Айка – Железный Свёкр – легендарный персонаж коми-зырянской мифологии. По преданиям, он обладал необыкновенной силой и колдовскими способностями, был разбойником, перекрывал реку железными цепями и просил дань. Однако, этот момент при задумке праздника организаторы оставили в стороне, взяв за основу вторую часть легенды, что К?рт Айка был отличным кузнецом. Сейчас традицией фестиваля, проходящего в Корткеросском районе, стало изготовление различных арт-объектов, которые служат дарами мифологическому богатырю.
Люди леса
Фестиваль "Люди леса" в Сыктывкаре продвигает регион как место жительства людей, неразрывно связанных с природой вообще и лесом в частности. Этно и эко в этом фестивале объединены в одно целое.
Кандинский с прялкой и четырехглазая собака
Интересных и уникальных заявок на бренд Коми много. Вот еще несколько объектов, достойных внимания туриста.
Четырехглазые собаки
И по сей день в Коми селах можно встретить "четырехглазых" лаек – нёль синма пон. Считается, что такие собаки обладают особым чутьем, способны видеть всевозможных духов и оберегать хозяина. "Четырехглазыми" собак называют потому, что у них над глазами два белых или темных пятна. По некоторым версиям, Коми считается родиной русско-европейской лайки. Даже известен ее конкретный предок: прародителем ее стал кобель Музгар из коми села Помоздино, который в сороковые годы был вывезен в Москву для выведения новой выносливой охотничьей породы.
Муза Кандинского
Великий абстракционист Василий Кандинский писал в своих дневниках, что на него, как художника, оказали влияние две вещи – картины Рембранда в Эрмитаже и путешествие в Вологодскую губернию, к которой относилась в конце 19 века Коми, в качестве студента-статиста, приехавшего на практику. Вот что писал о земле Коми сам Кандинский: "Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить. Ярко помню, как я остановился на пороге перед этим неожиданным зрелищем. Стол, лавки, важная и огромная печь, шкафы, поставцы – все было расписано пестрыми, размашистыми орнаментами. По стенам лубки: символически представленный богатырь, сражение, красками переданная песня. Красный угол, весь завешанный писаными и печатными образами, а перед ними красно-теплящаяся лампадка, будто что-то про себя знающая, про себя живущая, таинственно-шепчущая скромная и гордая звезда. Когда я наконец вошел в горницу, живопись обступила меня, и я вошел в нее. С тех пор это чувство жило во мне бессознательно…" Ученые находят в картинах Кандинского элементы верхневычегодской росписи по дереву.
Прялки Коми
Раритет, знакомящий с историей, традиционным мировоззрением Коми, мифологическими сюжетами – прялки. В прошлом прялка не только являлась орудием женского повседневного труда, но и имела символическое значение для тех, кто ее делал и кто ею пользовался. По традиционному мировоззрению, мастер уподоблял прялку мировому дереву, где лопасть, ножка и донце соответствовали верхнему, среднему и нижнему миру Вселенной. Расписные прялки существенно различались в разных районах и говорить о них можно говорить часами.
Ыб
Живописное старинное коми село Ыб, растянулось на семи холмах на 15 километров вдоль реки Сысолы. Говорят, в России это село — самый древний населенный пункт, чье название начинается на буквы "Ы". Впервые Ыб упоминается в документах в 1586 году. С языка коми это слово переводится как "возвышенность". Это не случайно, ведь деревня стоит на семи холмах. Ыб - настоящий духовный центр Коми. Когда-то на территории села находились 14 церквей и часовен. До наших времен сохранились пять часовен, церковь Вознесения Господня, построенная в 1825-1830-х годах и Серафимский женский монастырь. Также село богато святыми источниками.
Более двадцати "кандидатов" на звание этнобренда региона вспомнили студенты вместе с Н.Макаровой. Многое может способствовать продвижению Республики Коми как туристического региона. "В нашем много традиционного и эксклюзивного – нам есть что показать миру. Повышение посещаемости территории будет способствовать не только росту инвестиционной привлекательности региона, но и сохранению и продвижению в массы традиционной культуры", - к такому выводу пришли "школяры" вместе с экспертом.
Автор:
Любовь Королёва
Источник:
ИА "Комиинформ"