20.05.2008 10:16
Изучение удмуртской народной одежды и сбор коллекций для разных музеев России и мира ведётся с конца XVIII века. А первые сведения о ней записал немецкий учёный Д.Г. Мессершмидт. Удмуртский костюм - это не один какой-то предмет, например, рубаха, или кафтан, или платье, а целый комплекс. Всё это надевалось одно на другое, и наряженная по всем правилам удмуртка походила на капустный кочан. Семь одёжек, и все без застёжек. В комплекс входят также обувь, головной убор, украшения - шейные, чересплечные, браслеты, серьги, налобная повязка и так далее. Всё это во время ходьбы звенело и переливалось на солнце.
Сегодня костюмные комплексы разных веков хранятся в Москве, Санкт-Петербурге, музеях Кировской области, Пермского края, Татарстана, Башкортостана, в Тарту, Будапеште. Большая коллекция собрана сотрудниками Национального музея Удмуртской Республики им. Кузебая Герда. Именно там работает известный в республике этнограф и специалист по народному костюму Серафима Лебедева, которая была руководителем всех фольклорных экспедиций музея, начиная с 1973 года.
В издательстве "Удмуртия" в рамках подготовки к 450-летию добровольного вхождения удмуртов в Российское государство вышел красочный альбом "Народная удмуртская одежда" с подробным научным комментарием автора С.Х. Лебедевой. Богатые иллюстрации - исторические фотографии и специально сделанные для книги - дают впечатляющую картину народного искусства. Особенно красивы костюмы на современных манекенщиках - а это не профессионалы подиума, а узнаваемые люди, в их числе, например, автор макета и оформления книги, художественный редактор Юрий Лобанов. Современный взгляд на старинные костюмные комплексы многочисленных фотографов, задействованных в работе, увидел в них непреходящую эстетическую ценность и оригинальность, которые должны нам многое открыть в ментальности и истории народа. Ведь костюм - это часть мировоззрения, подчёркивающая социальный статус, положение в обществе, в семье, возраст, благосостояние.
Богатство, изощрённость, многообразие деталей, зашифрованность каждого фрагмента украшения говорят о тысячелетней культурной традиции народа. А отличия в комплексах разных регионов подтверждают факт существования в прежние времена нескольких групп, у каждой из которых были свои традиции костюма и свой образ жизни. Учёные выделяют такие этнические подразделения, как ватка, калмез, улланьёс, вылланьёс, тупалъёс, тапалъёс и другие.
И всё это - рукотворное. Каждая удмуртская девушка должна была сама приготовить себе приданое. Вначале соткать полотно, потом скроить, сшить и украсить. В сундуке у богатой невесты могло быть до сорока комплектов одежды: свадебная, на каждый день, рабочая, праздничная, одежда до рождения первенца, после его рождения, на все последующие возрасты и семейные статусы, летняя, зимняя и т.д. У мужчин попроще - косоворотка, штаны, шляпа, кафтан, тулуп. А завятские мужчины, например, носили вышитые фартуки. Очень даже красиво.
Зато у женщин - какое разнообразие! Высокие и низкие айшоны - шляпы, покрытые платками с бахромой, вышитые нагрудники кабачи, которые закрывают разрез на рубашке, распашные кафтаны, подвязываемые поясами, вышитые рубашки, головные полотенца и прочее. А бавлинские девушки носят на голове красивый убор с бантом - особым способом завязанный большой полушалок. Материал в книге размещён по географическим полочкам - костюмы северных, южных, срединных удмуртов, бесермян. На примере удмуртского костюма видно, как происходит взаимодействие народных культур. Так, на одежду южных удмуртов оказали влияние башкирская, татарская традиции, на мужской костюм - русская.
Полиграфическое оформление книги, как и художественное, вызывает восхищение. Издательство научилось выпускать качественный продукт. Эта книга может и должна стать сувениром для гостей республики, необходимым пособием для специалистов, учителей, художников. Книги об удмуртской народной одежде выпускали и ранее, но таких капитальных, богато иллюстрированных альбомов на трех языках ещё не было.
Автор:
Нина Пузанова
Источник:
Газета "Удмуртская правда" (Удмуртская Республика) № 52, от 14 мая 2008 года