21.05.2008 11:51
Ярмарка Арт-Москва в Центральном доме художника пролетела искусственным вихрем, переместив свои экспонаты в дома коллекционеров. Каждый мог найти на ней что-то на свой вкус, главное было – внимательно присмотреться.
К экспозиции красноярского художника Виктора Сачивко подошёл человек. Человек посмотрел на сделанный из алюминиевой фольги и размещённый на подиуме с землёй макет деревни, ухмыльнулся и язвительно спросил: "А Кремль такой вам ещё не заказывали?". Куратор экспозиции молча дал человеку буклет, прочитав который, тот извинился и удалился со словами: "Я не знал, что тут бывает так серьёзно".
А вот бывает. Третий этаж ярмарки был отдан некоммерческим проектам, среди которых экспозиция Виктора Сачивко "Сетумаа: Возвращение мечты", созданная совместно с Музеем эстонского общества деревни Хайдак, выделялась как-то особенно. На настоящей сибирской земле стояли фигурки из фольги. Алюминиевый мир с домами, церковью и лесом, а главное – людьми: они ловят рыбу, косят сено, водят хороводы... Это макет селения эстонцев сету, расположенного в енисейской тайге. В начале XX века в Сибирь мигрировало около трёх тысяч православных эстонцев сету. Они бежали от безземелья в местах многовекового проживания. Деревня Хайдак стала столицей сибирских сету. Но советская власть ликвидировала эту попытку вырастить жизнь на плодородной земле: в 1938 году церковь была закрыта, запрещено преподавание на родном языке, эстонские книги сожжены. Сегодня в деревне Хайдак 191 житель.
Сам Виктор рассказывает, что всё, конечно, связано с дефицитом земли, но один голод людей не погнал бы; то есть "был какой-то душевный ресурс, может быть, аграрная мечта, что где-то там за горой – Рай, молочные реки с кисельными берегами". Виктор акцентирует, что это только на словах выглядит так "аляповато", а на самом деле - очень глубокое чувство: "Люди выстрадали такое ощущение дали: там рассветы и закаты, там их ждёт что-то неизвестное и хорошее, и они отправились с мечтой в Сибирь". Поскольку это была государственная кампания, то первые десять лет их не облагали никакими налогами, и они зажили: земли хорошей сколько угодно, пространства огромные, пейзажи, горы, реки… "Надо полагать, что у них был ренессанс. Семьи создавались крупные. И при таком материальном достатке в людях должно было развернуться эпическое чувство. А потом – раз – и советская власть, когда все эти народы попали в так называемую мясорубку", - говорит художник.
Виктор Сачивко для того чтобы сделать этот проект сам ездил в Хайдак, где вместе с эстонскими детьми в шуршании алюминиевого золотца воссоздавал их историю. Богдан Мамонов, куратор "Русской галереи" (Эстония, Таллинн), которая и привезла проект на Арт-Москву, говорит: "Он своё Я умаляет, растворяет в некоем коллективном теле. Только убирая свое Я, художник позволяет действовать ментальным энергиям, которые проходят сквозь людей".
Проект Виктора Сачивко получил Гран-при на прошлогодней красноярской биеннале - в непростой период отношений между Эстонией и Россией. Художник говорит, что "политическая история – это из другого "файла". Этот проект лежит в позитивной части истории, а не в политически жареной её части". И действительно, от проекта веет теплом, а запах земли подсознательно относит к временам гораздо более далёким, чем прошлый год. Проект человеческий. Проект исторический. И надо отдать должное исполнению экспозиции: на Арт-Москве людей сначала привлекает вид вещей, и только потом они задумываются о смысле, а здесь и с тем и с другим всё отлично.
Богдан Мамонов также отмечает парадоксальность проекта – "странный обмен между российской и эстонской реальностью". Галерея, выставившая его на Арт-Москве, называется "Русская", но находится в Эстонии; хозяева галереи – выходцы из России. То есть проект об эстонцах, живущих в Сибири, а курируют его русские, живущие в Эстонии. И если правильно расставить акценты, развернуть полемику, привлечь внимание, то проект может быть неким сближающим фактором в отношениях России и Эстонии. Но, кажется, пусть он лучше просто останется человеческим.
Газета "Новая газета" № 35, от 19 мая 2008 года
Автор:
Мария Сотская