22.05.2008 12:36
В середине апреля небольшая удмуртская делегация, состоящая в основном из учителей школ и преподавателей вузов, чья работа связана с экологическим воспитанием и образованием, побывала в Финляндии. Мы беседуем с одной из участниц этой поездки - доцентом кафедры экологии животных Удмуртского госуниверситета, кандидатом педагогических наук Татьяной Георгиевной Рысьевой.
- Татьяна Георгиевна, какова была цель вашей поездки?
- У нас было две цели: познакомиться с системой экологического воспитания Финляндии и найти единомышленников для участия в международном экологическом лагере, который будет проводиться с 15 по 23 июля на базе Старокаксинской средней образовательной школы Можгинского района по инициативе известной в республике организации - Открытого финно-угорского университета. Подобный лагерь с участием представителей Финляндии, Республики Коми и Карелии проводился в Удмуртии в прошлом году.
- Какое впечатление произвела на вас Финляндия?
- Страна эта северная, довольно суровая. Обычный здесь пейзаж - камни, гранит, поросшие травой. Деревья в городе растут на специальных насыпях. Дома, мостовые тоже чаще всего гранитные. Мы были только в Хельсинки. Это довольно аскетический город, без особого шика и помпезности, свойственных европейским столицам. Но город мне очень понравился: всё четко распланировано, чисто, люди - приветливые, улыбчивые, мало говорят по-русски, но по-английски - абсолютно все. Здесь просто боготворят русского царя Александра II, который в своё время освободил Финляндию от шведов.
- Что нового вы узнали о системе экологического воспитания и образования в Финляндии?
- Финское образование в целом, и особенно школьное, - одно из самых лучших в мире. Об этом свидетельствуют так называемые международные "срезы", которые проводятся один раз в 5 лет и во время которых проверяются умения и знания школьников разных стран мира. Мы побывали в одной из лучших начальных школ Финляндии. Здесь дети учатся с 1-го по 7-й класс, причем у одного и того же учителя. Финский учитель начальной школы - это всесторонне развитая личность, ведь он одинаково хорошо преподает музыку, танцы, математику, литературу и т.д. До 7-го класса детям не задают заданий на дом. Школа очень хорошо оснащена - одних только музыкальных инструментов в классе мы увидели порядка двадцати. Система обучения и питания в школах и вузах Финляндии бесплатная. Здесь всерьёз заботятся о здоровье учащихся. Интересная деталь: после завтрака детям дают специальные конфеты, укрепляющие зубную эмаль.
Система экологического воспитания и образования Финляндии очень интересна, однако реализовать ее возможно только в рамках небольшого государства. В финских школах нет предмета экологии - эта дисциплина в образовательном плане "распылена" по всем школьным предметам.
Экологическим воспитанием и образованием в Финляндии занимается не так уж и много людей, но весьма эффективно. Мы побывали в двух эколого-образовательных центрах, которые воспитывают и обучают не только школьников, но и взрослых.
Сначала мы посетили рециклинг-центр при магазине "Секонд-хэнд". "Секонд-хэнды" очень популярны в Финляндии, там продают абсолютно всё, торговля идёт бойко, цены низкие. Дело в том, что одним из элементов экологического воспитания является воспитание бережливости. Экономия электроэнергии, воды, бумаги, одежды и т.д. присутствует повсюду в этой стране, а бережливость - характерная черта образа жизни финнов. Например, в гостинице, где мы жили, батареи парового отопления регулировались до нужной температуры самими постояльцами с помощью специального устройства. В центре рециклинга нам показали различные приемы воспитания экологической бережливости. В частности, выбрасывать мусор в разные контейнеры детей там начинают приучать с 2-3 лет, объясняют, как можно продлить срок годности вещи или дать ей вторую жизнь. В этом же центре детей учат и правильной жизненной позиции, спокойному отношению к вещам, расстановке верных приоритетов. Отсутствие фетишизма в Финляндии очень заметно: скромный быт, простая одежда, много велосипедов и велостоянок, отсутствие автомобильных пробок. Ведь автомобиль для финна - это не главная жизненная ценность. В рециклинг-центре нам запомнились "дерево счастья", на ветвях которого висят «яблоки» с высказываниями великих людей об экологии и жизни, а также "велосипед счастья", на спицах которого значатся отдельные жизненные ситуации: встретил друга, купил дом, приобрел автомобиль. Детям предлагается выбрать главное, а затем обсудить, что лучше и значимее. На мой взгляд, это очень важный момент воспитания, т.к. он способствует правильному выбору жизненных ориентиров.
В центре рециклинга много познавательного: здесь можно узнать о круговороте веществ в природе, о дождевых червях и их роли в этом процессе, о естественной и искусственной переработке отходов и т.д. Сюда приходят на экскурсии и занятия воспитанники детских садов, учащиеся и очень часто - взрослые.
И второй объект экологического воспитания, который мы посетили в Хельсинки, - это финское отделение Всемирного фонда защиты животных. Здесь работают всего 30 человек, и только один из них занимается вопросами экологического воспитания. Меня поразило столь малое количество. Например, у нас в Удмуртии с экологическим воспитанием связаны сотни людей, а воз, как говорится, и ныне там.
Одно из направлений работы фонда - школьные исследования в природе. Интересный факт: результаты этих исследований направляются сначала в фонд, а затем в финское министерство леса и, если есть необходимость, далее используются в работе органов власти. То есть школьник выполняет работу не для того, чтобы победить в экологическом конкурсе, а для того, чтобы его исследования помогли родной стране. Чувствуете, мотивация к действию у финских школьников отличается от нашей? И это тоже положительный мировоззренческий аспект экологического воспитания в Финляндии.
Помимо образовательных проектов, семинаров, дискуссий и т.д., Фонд защиты животных развивает и практическую деятельность: проводит экологические лагеря, мероприятия по очистке города, посадке деревьев и т.д.
- Как преподаватель вуза вы, наверное, интересовались и системой высшего образования в Финляндии?
- Да, и очень многое понравилось. В Финляндии студент может учиться бесплатно сразу на нескольких факультетах и специальностях, любое количество времени (уходить, восстанавливаться и т.д.) и завершать цикл образования, когда ему это удобно.
Мы успели побывать только в Хельсинкском университете, у студентов которого есть все условия для успешной учебы, и большая национальная библиотека при вузе очень помогает им в этом. Книги в библиотеке, за исключением раритетных, стоят открыто. По электронному каталогу студент находит адрес нужного ему издания и самостоятельно берет его с полки. С помощью электронной карточки на выходе отмечается, сколько и каких книг студент взял. Очень удобная система.
Удивил меня и вузовский компьютерный класс. Это громадный, в шесть этажей корпус, где в каждой аудитории - по 30-40 компьютеров. Работа в Интернете, бумага, ксерокопирование - все бесплатно.
Мы встречались со студентами эколого-почвенного факультета. Они водили нас в микрозаказник, образованный при университете, знакомили со своими обучающими методиками. Там тоже есть экологические тропы. А с вышки для наблюдений за птицами я впервые в жизни увидела огромное количество чернозобых гагар. Очень понравились и финские студенты - простые в общении, доброжелательные. Я пригласила их в Удмуртию, в наш экологический лагерь. К сожалению, приехать смогут только единицы. Летом студенты работают - надо платить за жилье. Ведь стипендия, которую, кстати, дают всем, составляет всего 400 евро (средняя зарплата в Финляндии - 2 тыс. евро). А продукты в два раза дороже наших, одежда - в полтора раза.
Хочется два слова сказать и о Финском студенческом союзе. Это очень многочисленная, авторитетная, действенная организация, к мнению которой прислушиваются все: руководители вуза, города, страны. Лидеры студенческого союза пожелали обсудить на одном из своих ближайших заседаний возможность участия в работе удмуртского экологического лагеря и некоторого финансирования этого мероприятия.
- Что вам запомнилось из культурных достопримечательностей Финляндии?
- Удивительно, что два зала Национального музея Финляндии посвящены Александру II. В память о русском царе, основавшем Хельсинкский университет в 1828 году, около университета есть свой маленький архитектурный шедевр - кусочек Санкт-Петербурга - комплекс улиц и зданий, построенных в свое время русскими архитекторами.
В Музее культур на выставке "Карелия на границе с Финляндией", где был показан быт финно-угорских народов, мы нашли и экспозицию по Удмуртии, что было очень приятно.
Всех поразила экскурсия в морскую крепость Соуменлинна, расположенную на острове близ Хельсинки. Построенная шведами в 18-м веке, в 19-м она с помощью русской армии стала бастионом Финляндии. Примечательно, что там до сих пор стоят пушки, отлитые на наших пермских заводах, о чем свидетельствуют старинные клейма…
- Чувствуется, что поездка в Финляндию для удмуртской делегации не прошла бесследно. Вероятно, вы собираетесь использовать опыт финнов по экологическому образованию и воспитанию в своей работе?
- Конечно. Мне как преподавателю высшей школы есть что претворить со своими студентами в жизнь. Представители Старокаксинской школы - учитель биологии Л.С. Морозова и директор школы М.Н. Сарычева, кстати, тоже выпускники нашего биофака, после этой поездки собираются создать у себя в селе "Микрофинляндию". Ездивший с нами можгинский бизнесмен Н.С. Бабушкин - создатель единственной в Удмуртии системы сортировки и унификации отходов - собирается взять на вооружение финскую систему рециклинг-центров.
В общем-то главная цель нашей поездки достигнута - единомышленников для проведения международного экологического лагеря мы нашли. К нам в лагерь летом приедут финские студенты и специалисты рециклинг-центра.
Справка
Татьяна Георгиевна Рысьева - выпускница биолого-химического факультета Удмуртского госуниверситета. Свою жизнь посвятила изучению природы, последние 20 лет занимается подготовкой учителей биологии и экологии. В международном экологическом лагере этим летом она будет вести целое направление - «технология формирования экологического поведения». Главная тема ее педагогических исследований - инновационные технологии в обучении биологии и экологии, в частности, различные типы дидактических игр. Т.Г. Рысьева - автор множества научных статей, а также монографии по дидактическим играм в биологии для школьников.
Газета "Удмуртская правда" (Удмуртская Республика) от 21 мая 2008 года
Автор:
Ольга Денисова