На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Алёна Подлесных: "Писатели стирают "белые пятна" в истории Урала…"

22.05.2008 13:27

Творчество пермского писателя Алексея Иванова, автора бестселлеров "Сердце Пармы" и "Золото бунта" сегодня вызывает интерес не только читателей и литературных критиков, но и учёных-филологов. Напомним, роман "Сердце Пармы", который ставят в один ряд со средневековыми эпосами, рассказывает о русской колонизации Коми края в XV веке. Многое в авторской позиции Иванова не совпадает с традиционными взглядами историков на события того времени.

Интересно, что первую научную попытку разобраться в творчестве Алексея Иванова сделала наша землячка Алёна Подлесных. Нынешней весной она защитила диссертацию по исторической прозе этого писателя и стала кандидатом филологических наук. Несколько лет назад Алёна переехала из Печоры (Республика Коми) в Пермь (Пермский край), где и осталась жить и работать. Во время последней из своих поездок в город на Каме мне довелось побеседовать с Алёной.

- Алёна, как ты, жительница Печоры, попала в Пермь?

- В Пермь я приехала, чтобы стать врачом. Это была мечта всей жизни. Я поступила в медицинский институт, но не сложилось... Эта мечта так и живёт со мной, хотя понятно, что врачом я уже никогда не стану. Позже я получила филологическое образование в Пермском государственном университете. Интересно, что в десятом классе я участвовала в Республиканской олимпиаде по коми литературному краеведению, которая проходила в Сыктывкаре (Республика Коми). И наша команда из Печоры заняла одно из призовых мест. Победителям предлагалось внеконкурсное зачисление на филологический факультет Сыктывкарского университета. Мама тогда уговаривала меня не уезжать далеко от дома, остаться учиться в Сыктывкаре. Но я уехала в Пермь в медицинский. Однако через несколько лет я оказалась на филфаке, правда, теперь в Пермском университете. Ирония судьбы...

- Бываешь ли ты в Печоре и что для тебя сейчас этот город?

- Печора занимает огромное место в моей душе. В родном городе я стараюсь бывать ежегодно: приезжаю туда навестить маму и бабушку. В Печоре остались друзья и одноклассники. Со многими мы общаемся, как будто и не разъезжались по разным городам. Всегда по возвращении в Пермь меня долго не покидает чувство, что я оставила в Печоре часть своего сердца. Однако если раньше визиты в родной город были для меня настоящим праздником, то в последние годы я всё больше тревожусь о его судьбе. Город очень медленно развивается, в нем не ведется строительство жилых зданий. Большой бедой Печоры является и низкий уровень здравоохранения.

- Чувствуется ли в современной Перми, что некогда это была столица страны коми-пермяков - Перми Великой? Или город полностью утратил свой коми национальный колорит?

- Дело в том, что Пермью Великой в старину называлась территория, включавшая обширные земли по Каме от её истоков на западе до Уральского хребта на востоке, а с севера - от верховьев реки Печоры до реки Чусовой на юге. И главным городом Перми Великой была не Пермь, а современная Чердынь - один из самых древних городов Прикамья. В обнаруженных памятниках письменности XIV-XVII веков зафиксировано одно из названий города - Пермь Великая Чердынь. Сегодня этот город возрождается как культурный центр Пермского края. Большую роль в этом сыграл фестиваль "Сердце Пармы", ставший своеобразной презентацией Чердынской земли. Его главной целью было возрождение древних традиций уральских народов, в том числе и коми-пермяцкой культуры. В основе идеи фестиваля - роман известного писателя Алексея Иванова "Сердце Пармы".

- Ты защитила кандидатскую диссертацию именно по творчеству Алексея Иванова. Она оказалась первой, написанной на материале его произведений?

- Тему моего диссертационного исследования "Геопоэтика Алексея Иванова в контексте прозы об Урале" сформулировал мой научный руководитель - заведующий кафедрой журналистики Пермского университета профессор Владимир Абашев. Моя диссертация - это, пожалуй, первое серьёзное обращение к литературоведческому исследованию прозы Алексея Иванова. Для меня стало важным, что в творчестве писателя присутствует единая идейно-художественная стратегия: он стремится открыть России Урал как уникальную природно-географическую и культурно-историческую территорию, не раз игравшую ключевую роль в истории Отечества, вписать Урал в панораму русской культуры. Кроме того, в своем творчестве Алексей Иванов опирается на региональный культурно-исторический опыт. Меня, как уроженку Уральского Севера, безусловно, заинтересовали произведения Иванова. На страницах его романов, с одной стороны, с опорой на реальный исторический материал предпринимается попытка воссоздания событий истории Урала. С другой - Алексей Иванов серьезно меняет угол зрения на историю освоения русскими Уральских земель.

- Наверное, в ходе работы ты часто встречалась с Алексеем. Как он оценивает твою научную работу?

- С Алексеем Ивановым мы ни разу не встречались. И его мнение о моем исследовании мне было неизвестно. Но твой вопрос, Артур, заставил меня переадресовать его Алексею. Он ответил, что, по его мнению, диссертация выполнена профессионально, точно и ёмко. Единственное, с чем писатель не смог согласиться полностью, - это контекст, в котором я рассматривала его тексты.

- Кроме исторической прозы Иванова, произведения каких писателей были исследованы в твоей диссертации?

- В качестве художественного контекста я рассмотрела прозу об Урале - группу произведений русской литературы XIX-XXI веков, объединённых местом действия как объектом изображения. Кроме произведений русских писателей, я обратилась к творчеству писателей-уроженцев Коми земли, чей творческий вклад сыграл огромную роль в развитии литературы Урала. Это писатель, фольклорист и этнограф Каллистрат Жаков, один из зачинателей коми советской литературы Михаил Лебедев, а также современные писатели Владимир Тимин и Геннадий Юшков.

Во время работы над диссертацией в моей жизни произошли и другие открытия. Я приобрела большое количество друзей из числа сыктывкарских учёных, поддержавших меня в моих научных исследованиях. Это руководитель центра фольклорных исследований Сыктывкарского университета Татьяна Канева и заведующая кафедрой коми фольклора и литературы того же вуза Елена Остапова, доцент кафедры литературы Коми пединститута Галина Болотова. Особенно хочется поблагодарить за помощь старшего научного сотрудника Коми НЦ УрО РАН Валентину Лимерову.

- Что тебя больше всего поразило при анализе поздне-средневековой коми истории через литературу? Были ли здесь открытия для тебя - в школе, например, учили одно, а здесь - другое?

- Да, конечно! Меня изумило то, что, оказывается, существует совершенно иной, нешкольный, взгляд на историю освоения Урала. Эта нетрадиционная точка зрения отражена как в творчестве Алексея Иванова, так и в прозе коми писателей. Я имею в виду современную тенденцию, которая определяет вектор развития прозы об Урале, - это так называемый "постколониальный аспект". Особый интерес в этом смысле вызывают произведения писателей Владимира Тимина (повесть "Мальчик из Перми Вычегодской") и Геннадия Юшкова (роман "Бива"), где преодолевается москвоцентри- стская модель истории. Здесь процессы колонизации и христианизации Урала предстают в свете двух правд: с позиций языческой культуры коренных народов территории и с точки зрения цивилизации русских.

- Уточни, пожалуйста, что такое постколониальный аспект?

- В конце прошлого - начале нынешнего веков в русской культуре наметилась проблема поиска региональной идентичности, зазвучал вопрос о формировании постколониального сознания народов. И если в зарубежных странах под термином "постколониальная литература" понимается художественное творчество выходцев из колонизованных стран, то на русской почве этот термин приобрел иное значение. Историки и культурологи пришли к выводу, что Россия колонизовала саму себя, осваивала собственный народ. Соответственно, русская "постколониальная литература" - это произведения русских писателей об истории освоения территорий современной России. Именно в том, как освещают писатели историю освоения Урала, обнаруживается формирование постколониального типа прозы.

- Кстати, как отличаются точки зрения уральских писателей на колонизацию Коми края?

- Особых отличий я не заметила. Ретроспективный взгляд на литературу Урала позволяет обнаружить зачатки постколониальных мотивов в изданном в 1917 романе Михаила Лебедева "Последние дни Перми Великой". В современной литературе как в прозе Алексея Иванова, так и в творчестве Владимира Тимина и Геннадия Юшкова предлагаются две точки зрения на историю колонизации Уральских земель: интерпретация освоения русскими Урала с позиции коренных уральцев и традиционный взгляд. С одной стороны, в прозе об Урале выявляются антихристианские настроения коренных народов, с другой - уральцы сохраняют "двоеверие": они молятся и Христу, и своим языческим богам.

- А как оценивается в прозе об Урале деятельность Стефана Пермского и других крестителей Урала?

- На страницах постколониальной литературы образы крестителей Урала - а это Стефан Пермский, епископы Иона и Питирим, - веками оберегаемые церковью, значительно блекнут.

- Помню, что во время защиты диссертации у тебя возникли идеологические разногласия с коллегами. В чем были проблемы?

- Разногласия стали возникать еще в период написания работы и во время выступлений на научных конференциях. Так, на одной из краеведческих конференций пермские историки недоумевали по поводу высказанной мной точки зрения на историю освоения Урала. Позже, уже во время подготовки к защите диссертации, екатеринбургские литературоведы возмущались в отношении оценок, данных писателями, деятельности Стефана Пермского. Непосредственно на защите диссертации также звучали самые разные мнения о постколониальном подходе. Было сказано, а эти слова я воспринимаю как комплимент, что моя диссертационная работа носит остро современный характер, местами она даже провокационна...

Газета "Молодёжь Севера" (Республика Коми) от 22 мая 2008 года


Автор:  Артур Артеев

Возврат к списку





Календарь праздников
28
ноября
2024














Документы



Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]