04.12.2017 12:55
Районная общественная организация "Общество марийской культуры "Эрви", созданная в Лянторе ещё в 2005 году, стала первой в своём роде в Ханты-Мансийском автономном округе. Любопытно, что как и коренные жители территории – ханты и манси, марийцы относятся к финно-угорской языковой семье, по сию пору носят национальные костюмы и верят в духов.
О том, чем живут марийцы Сургутского района, «Вестнику» рассказала председатель «Эрви» Нелла Хисанова.
– Нелла Владимировна, как родилась ваша организация? Кому или чему она обязана своим названием?
– Ещё в конце 1990-х у нас появился марийский этнографический ансамбль «Пеледыш» (Цветок). Я как раз руководила этим коллективом. Позже участники ансамбля и другие марийцы, проживающие в Лянторе, решили создать собственную организацию, как это делают представители других национальностей. На учредительное собрание пришло 35 человек, и в ноябре 2005 года мы организовали общество марийской культуры.
Оно, кстати, стало первым марийским общественным объединением в Югре. Назвали общество поэтично «Эрви», что дословно переводится как «Утренняя сила» – по аналогии с энергией человека, проснувшегося утром бодрым, сильным и отдохнувшим.
В Сургутском районе марийцев несколько меньше, чем в Сургуте или Нижневартовском районе, но тот актив, который присутствовал на первом собрании, работает и сегодня, привлекая подрастающую смену.
– Какие цели перед собой ставили?
– Прежде всего, сохранение и развитие национальных марийских традиций на той территории, где живём, и, конечно же, объединение марийцев Сургутского района, чтобы мы имели возможность собираться, приглашать национальных артистов, проводить совместные мероприятия. Мы долго проживаем в районе, довольно далеко от своей родины – естественно, нам не хватает национальной культуры. Сохранять родные обычаи, традиции, мне кажется, обязанность каждого человека, этим наше общество и занимается.
За время своего существования мы, например, с помощью Валентины Токмурзиной перевели на русский язык величальные песни, описали, как марийцы празднуют Пасху, Троицу, Рождество. Проводили марийские вечера, на которых я рассказывала о традициях национальных праздников, их истоках и особенностях. У всех наших активистов в городе есть марийские костюмы, которых, увы, остаётся всё меньше даже на Большой земле.
В домах бережно хранятся семейные реликвии, связанные с материальной культурой марийцев. Когда мы выезжаем к себе на родину, то навещаем родственников, соседей и по крупицам, скрупулёзно собираем национальные предметы быта, костюма и тому подобное. Я считаю это нашим большим достижением.
Мы поддерживаем связи со старшим поколением на родине, сотрудничаем с научно-исследовательским институтом имени Васильева в городе Йошкар-Оле, с сотрудницей института Тамарой Молотовой, которая консультирует «Эрви», когда проводим исследования по материальной культуре (костюму).
Ну и самое важное то, что наши дети начали изучать культуру марийцев. Например, 11-летняя Катя Александровапредставляла свою работу на научно-практической конференции в городе, а затем в Челябинске в этнографическом конкурсе. Моя дочь Вероника Хисанова тоже направляла на этот конкурс исследование «Уральская слободка». Работы были удостоены призовых мест. И это очень приятно – дети знают культуру своих предков.
Мы сотрудничаем с другими марийскими объединениями, как ближайшими – из Фёдоровского, Сургута, так и из более удалённых городов: Советского, Югорска, Нефтеюганска, Пойковского. С кем-то лично общаемся, кого-то знаем заочно, но поддерживаем связь по телефону, переписываемся.
Я вхожу в общественный совет при администрации, участвую в его работе и рассказываю марийцам, чем живут сегодня другие организации, что на повестке дня в городе.
– Расскажите о знаковых для вас событиях 2017-го.
– В этом году в феврале мы участвовали в открытии Центра национальных культур в Лянторе, где показали в своём выступлении элементы национального праздника Шорыкйол (Рождество). В июне приняли участие в мероприятиях ко Дню России. Как председатель общества я побывала на национально-культурном форуме в Ханты-Мансийске, где мы также участвовали в выставке, представив национальный костюм.
– Кому, на ваш взгляд, наиболее полезна ваша организация?
– Думаю, самим марийцам, для того чтобы сохранять культуру, общаться друг с другом, а не «вариться в собственном соку». Даже если люди потом уезжают с Севера, они сохраняют костюмы и, что важнее, знания о национальных традициях, которые могут передать своим детям. Мы, северяне, даже в большей степени ценим сохранившиеся предметы и атрибуты нашей культуры, чем это бывает на родине. И наша общественная организация определённо способствует тому, чтобы культура марийцев сохранялась и развивалась.
– Помогаете ли вы соотечественникам интегрироваться в общество?
– Марийцы давно уже часть российского общества, и приезжающие на Север представители нашей национальности не испытывают сложностей ни с языком, ни в целом с интеграцией. Бывают отдельные случаи, какие-то трагические ситуации, – тут мы, конечно, поддерживаем, собираем деньги, чтобы помочь по-человечески своим землякам.
– Где можно найти информацию об обществе марийской культуры Лянтора?
– Вся информация о нас есть на официальном сайте администрации городского поселения Лянтор в разделе «Социально-культурная сфера». Думаем о том, чтобы создать свой сайт и страницы в соцсетях.
– Расскажите немного о себе, о других ярких представителях «Эрви».
– Сама я родом из Республики Башкортостан – восточная марийка. Возглавляю «Эрви» с момента создания, то есть с 2005 года. И эта деятельность мне близка профессионально: я работаю в Лянторском музее заведующей отделом народных промыслов и ремёсел. Поэтому болею за дело сохранения марийской культуры всей душой.
У нас замечательные активисты: Ростислав Камилянов, автор марийских песен, аккомпаниатор, наша рукодельница ОлимпиадаБастаева – очень красиво вышивает, делает кукол в народных костюмах, семья Александровых – Никита, Эльза и их дочь Катя, Надежда Архипова, Зинаида Акбулдина, СильваТимиршина.
– Какие планы строите на будущий год?
– Хотелось бы для марийцев провести красивый вечер, пригласить интересного исполнителя народных песен или музыки. Мы стали реже собираться, говорить на родном языке, а это очень важно делать.
– Как вы и ваши земляки встречаете Новый год? Есть ли у вас какая-то традиция?
– В первый четверг нового года мы празднуем марийский Шорыкйол. Как и заведено встарь, марийцы у нас в городе на Рождество ходят ряжеными по гостям и поздравляют соседей, друзей с Новым годом. Парень может надеть женскую одежду, девушка – мужскую, чтобы хозяева не могли их узнать. Обряд этот шутливый: ряженые могут пошалить, подшутить над хозяевами, закрыв, например, их на замок. Угощения, поздравления тоже преподносятся с прибаутками, со смехом, но здоровья, счастья, богатого урожая и приплода ряженые всем желают от души. Хозяева же в ответ одаривают их сладостями.
***Марийцы бережно сохраняют собственные язык и культуру. В деревнях и посёлках многие до сих пор и в будни носят традиционный костюм.
Основная одежда мужчин – рубаха туникообразного покроя, штаны и кафтан. Вся одежда подвязывается поясным полотенцем, а иногда и поясом. Мужчины могут носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник.
Женский костюм включает рубашку и передник. У женщин распространены нагрудные и головные украшения, поясные подвески из бисера, раковин, монеток и пр. Обычно их надевают на свадьбы, по другим торжественным поводам. Невесты, кстати, вышивают в подарок жениху трёхметровое полотенце.
На голову современные марийки повязывают платки, одежду украшают вышивкой в виде ярких розеток цветов и растительных узоров и особыми защипками по ткани – «утиный носик» (утка считается женским оберегом).
ФОТО из архива Общества марийской культуры "Эрви"
Автор:
Лилия Морохова