14.03.2018 13:51
Кыршка — имя Григорий по-селькупски. Так с недавних пор называют семнадцатилетнего школьника из Северска, полтора года назад вдруг решившего выучить селькупский язык.
Почему именно селькупский — Кыршка-Григорий точно объяснить не может. Селькупский язык вымирающий, на нем в Томской области практически уже никто не говорит. Но Григорий его выучил, да так, что теперь, встречая редких носителей языка, переходит с ними на селькупский, порой ставя в затруднительное положение, ибо они какие-то слова уже не помнят, а он их знает.
Сейчас Григорий, как и положено одиннадцатикласснику, готовится к сдаче ЕГЭ, но параллельно продолжает заниматься селькупским: он был инициатором проведения в Томском педуниверситете языковых курсов по селькупскому языку, работает в организации коренных малочисленных народов (КМНС), был одним из организаторов Съезда коренных малочисленных народов в Парабели, в общем, всячески пытается возродить селькупский язык и культуру.
"Я планирую записывать видеоуроки по селькупскому языку, вести преподавание для всех желающих. Ближе к зиме мы начнем организовывать томских селькупов, а поступать, я, естественно, собираюсь на кафедру языков народов Сибири".
Селькупы — один из самых малочисленных народов Сибири. По переписи 2010-го в России 3649 селькупов, в Томской области 1181, но цифры эти скорее всего занижены. Многие селькупы записывались русскими, кто-то настаивал на самоидентификации "остяк", кто-то вообще в переписи не участвовал. Сейчас формируются списки КМНС (коренных малочисленных народов) всей области. И, например, в Парабельском районе реально около 300 селькупов против 160 согласно переписи 2010.
Носителей селькупского языка в Томской области остались единицы, он официально считается вымирающим.
Однако при желании, в том же интернете можно найти и словари селькупского языка, и тексты. По ним Григорий и учил селькупский язык. Очень помогли простые тексты из подаренного селькупами букваря. Через полгода Григорий уже мог общаться с учителем селькупского языка из города Колпашево Натальей Иженбиной.
"Я с раннего детства увлекался коренными народами Сибири и краеведением. Два года назад впервые пересёкся с селькупами Томской области на фестивале «ЭкоЭтно» в парке «Околица». Их там было трое, я с каждым пообщался. В том же году посетил фестиваль «Этюды Севера» в селе Парабель, там мне подарили селькупский букварь. Родители мои — советские инженеры. Селькупских корней у меня нет и близко. Знаю, что моя историческая родина — окрестности посёлка Яшкино на севере Кузбасса. Фамилия Коротких оттуда. Хотя, по словам нескольких селькупов, в Парабельском районе она тоже встречается. Корни нашей семьи — сибирско-старожильческие, есть ещё старообрядцы с Южного Урала. То есть я совсем не селькуп".
На селькупа курчавый Григорий действительно не похож.
Сейчас Григорий уже свободно рассуждает о тонкостях деления селькупского языка на диалекты и говоры, знает вариативность слов у северных селькупов и южных, имеет «свои взгляды на некоторые научные вопросы», так что если поступит на кафедру, обещает стать самым дотошным студентом. Он уверен — селькупский язык можно спасти. План таков: для начала нужно организовать преподавание селькупского в местах проживания народа: в Колпашеве, Парабели и Нарыме. Григорий и несколько бабушек — носителей языка уже составили учебную программу, собрали методическую литературу и даже решили кто будет преподавать. Теперь пятеро будущих учителей, включая Григория, тренируются.
"Дело это сложное, но посильное. Но только не один Кыршка должен этим заниматься. Теперь все селькупы меня так и называют — Кыршка".
"Через несколько дней Кыршке исполнится 18 лет. День рождения у него 18 марта. Кыршка выучил селькупский язык по интернету за один год, он может различать диалекты, а их несколько: Тымский, Чаинский, Васюганский, северный (Тазовский, Туруханский...). У него в друзьях все селькупы, разговаривающие на Иванкинском и Нарымском диалектах. Он создал группу в Одноклассниках, где размещает картинки с изображениями и переводом слов на селькупский. Мне пишет на селькупском языке сообщения в соцсетях и WhatsAppе., - говорит Ирина Коробейникова, методист по селькупской культуре Этнокультурного центра с. Парабель. - Так что теперь у меня есть постоянная языковая практика. Организовал поездку в Санкт- Петербург на 1 съезд учителей родного языка, литературы и культуры и конференцию «Реальность этноса», съездили Наталья Иженбина, я и он. Мы все выступали с докладами, наши выступления понравились организаторам, их решили опубликовать в сборнике. Провели курсы для преподавателей селькупского языка в Лаборатории языков народов Сибири Томского педуниверситета, на которых обучались 5 человек (из Нарыма, Парабели, Колпашева) — это мероприятие тоже организовал Кыршка. Он будет поступать в ТГПУ, где продолжит изучение нашего умирающего языка не только ради науки, но и ревитализации (восстановления, оживления языка — прим. редакции)"
Дел у парня немало. Как помощник президента Союза КМСН Томской области, Григорий помогает разным селькупским общинам с официальной регистрацией и в курсе всех селькупских проблем. Перед Новым годом старейшее в области объединение «Колта Куп» устраивало собрание коренных малочисленных народов Томской области в Доме дружбы народов. Но активистов из Колпашева, Парабели и Каргаска на собрание не пустили.
"Видимо руководители «Колта Куп» решили не допускать представителей региональных КМНС к участию в управлении областной ассоциацией. Тогда все были возмущены, но конфликт в прошлом. Как помощник президента Союза КМНС Томской области скажу: мы не намерены ни с кем воевать".
Но Григорию больше нравится заниматься языком, а не административной работой. Сейчас он самый активный участник группы в Одноклассниках «Шё̄шӄуй шэ̄ ✼ Чумӭл шэ ✼ Сӱ̄ссыӷӯй сэ̄», посвящённой южноселькупскому языку.
"Подождите, я сейчас достану амулеты, всегда с ними фотографируюсь! — восклицает Григорий при виде моего фотоаппарата. — Есть ещё тряпичные куклы, но их я с собой не ношу".
Два амулета Григорию подарили селькупы, занимающиеся традиционным ремеслом. По селькупским поверьям, берестяной амулет — очень личный, его нельзя отдавать кому-то и передаривать. В узоре на бересте носитель амулета может увидеть карту важной именно для него местности. Григорий, хорошо знакомый с картой Томской области, видит впадающую в Обь реку Томь. Другой амулет — кожаный кружок с треугольником посередине, снизу обит чёрной медвежьей шерстью. Коричневый треугольник — главный элемент орнамента в селькупской культуре. А медведя селькупы уважают и боятся. По поверьям, если произнести слово «медведь», он придёт и задерёт. Поэтому вместо слова «ӄорӷ», что означает «медведь», селькупы говорят «варӷ ара́» — «большой старик».
Вместе с амулетами Григорий достаёт флаг недавно появившегося Союза КМНС Томской области. Пять треугольников на флаге символизируют основные реки, на берегах которых живут селькупы: Обь, Кеть, Тым, Васюган и Парабель. Цвета флага взяты со сценических селькупских костюмов и могут означать верхний, средний и нижний мир. Но, как признается Григорий, над трактовкой флага еще нужно подумать.
Сейчас границы между сибирскими народами стираются. И главным отличием может стать только язык. Только зная язык, ты можешь доказать свою национальную идентичность. Если тебе в принципе это нужно.
"Роль национального языка признают даже в суде. Я, не будучи селькупом, могу свою «селькупскость» в суде доказать благодаря знанию языка... Язык ещё жив, но если люди будут думать, что его нет, он правда исчезнет. А любая культурная утрата — это потеря, и дать селькупскому языку умереть нельзя!"
tv2.today
Автор:
Роман Чертовских, студент Школы межэтнической журналистики в г. Томске