20.04.2018 10:15
В Финно-угорском культурном центре России побывали ученики Школы межэтнической журналистики. Они узнали историю возникновения центра, посмотрели видеосюжеты, снятые работниками-исследователями и познакомились с коми традиционными музыкальными инструментами.
Специалист по информационной деятельности филиала ГРДНТ им. В.Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации» Нина Юшкова показала, какие инструменты использовали в давние времена. Многими из них народные ансамбли пользуются и сейчас.
Одним из самых распространенных музыкальных инструментов является бубен. Это ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. В нашем случае, на деревянный ободок бубна была натянута кожа козы. Этим инструментом пользовались шаманы: с помощью определенных ударов они общались с верхним и нижним мирами. Благодаря ритмичной игре, звуку и резонатором любой человек мог легко войти в транс. Ударяют об бубен колотушкой, также обшитой натуральной кожей.
«Зиль-зёль кöнкö сьылö..» — песня, известная многим коми. Созвучное название имеет и музыкальный инструмент – зиль-зёль. Он представляет собой деревянную дощечку, к который подвязаны палочки небольшой длины. Переливающийся звук, издаваемый с помощью инструмента, имитирует ручей, звук скачущей тройки и улетающий вдаль клин журавлей. Одна из версий происхождения зиль-зёля: раньше свои веретена (чтобы не потерять) подвязывали к жёрдочке хозяйственные женщины. Позже они заметили, как ветер, задевая веретена, создавал своеобразный звук. Благодаря разной длине веретен, у звука была разная тональность.
Тотшкöдчан (колотушка по-русски) был создан в быту. С помощью этого инструмента хозяйки созывали на обед группу рабочих, к примеру, строящих дом. Чтобы не звать каждого работника индивидуально, женщина выходила на крыльцо и начинала «колотить». Тотшкöдчан использовался также сторожами, когда они выходили на охрану объекта. Постукиванием в определённое время предупреждали население о запрете подходить к охраняемому объекту. Позже инструментом начали пользоваться музыканты и фольклорные коллективы.
Одним из самых громких музыкальных инструментов является щарган. Его трескучий звук изначально использовали для гонения лошадей с полей, предназначенных для посева. Чаще всего щарагн давали детям, которые помогали отгонять копытных животных с огородов, на которых трудились взрослые. Из-за специфического резкого звука этот музыкальный инструмент современные коллективы используют реже.
Коми-барабан использовали пастухи. Они стучали деревянной палкой о корпус барабана, давая сигнал животным о возвращении в хлев. Также инструментом пользовались сторожа для охраны объектов.
Ложками можно не только есть кашу да суп, но и издавать ритмичные звуки. Издавна люди музицировали с помощью этих столовых приборов. Использовали только деревянные, так как металлические были дорогие.
Царапание когтями дерева имитирует музыкальный инструмент ош гыж. Его использовали охотники, рассказывая детям об опасном животном – медведе. Юным охотникам необходимо было научиться определять различные звуки с помощью ош гыжа. Многие музыкальные коллективы играют на этом инструменте во время выступлений.
Коми версия погремушек, или шур-шар по коми, изготавливались из берестяного конуса с использованием сухих ягод, зёрен и горошка. Во время импровизированных сказок, дети играют на шур-шаре, изображая мышек.
Ворсан – чаще всего используемый музыкальный инструмент в народных коллективах. По одной из версий, он имитирует звук пересушенной рыбы, висящей на верёвке. Ворсаном пользовались дети для гонения птиц с огорода.
Детский музыкальный инструмент в форме рожка называется у коми буксан. Но его также использовали пастухи, приучая животных реагировать на определённые звуки, и охотники, издавая звуковые сигналы друг для друга. Звучание зависит от тембра голоса человека: чем он громче, тем на большее расстояние расходится звук.
Для маленьких детей предназначался особый музыкальный инструмент. Изначально это был деревянный утюжок, которым гладили вещи: на инструмент натягивали шкуру и хорошо растирали одежду. А потом уже преобразовали в музыкальный атрибут. Он имитирует звук кедровки, птицы, живущей в северных районах. Полюбившимся детям инструментом пользуются и нынешние фольклорные коллективы.
Студенты школы межэтнической журналистике попробовали себя в роли музыкантов и поиграли на каждом инструменте. Каждый напрямую смог прикоснуться к истории и культуре коми народа, а благодаря традиционным музыкальным инструментам почувствовать себя частью прошлых столетий.
Нацакцент
Автор:
Татьяна Канева