22.04.2018 16:21
Валерия Торопова я знаю с детства. Помню его как очень разговорчивого, интересного, доброго дядю - маминого начальника. Тогда меня еще удивляло его отчество – «Лаврентьевич», я до этого никогда не слышала имени «Лаврентий», и оно казалось мне очень необычным.
Потом я начала учиться в Школе художественного ремесла, и он превратился в человека, который учил нас делать керамические изделия.
Преподавал у нас он уже в собственном детище - новом «Гончарике» (так мы всегда называли Выльгортскую ШХР), в большом, красивом, почему-то всегда, как мне казалось, слишком теплом помещении. Мы очень любили день, когда у нас был урок с ним, ведь это было не только познавательно, но и интересно. У Валерия Лаврентьевича в запасе всегда было много рассказов, баек, историй из жизни. Одну из них я помню до сих пор – про макароны-ракушки. Мы, ученики, долго не понимали, что же он такое ел? Ракушки – это же что-то про море, нет?
Я помню, как мы лепили игрушки-свистульки, как нам нравилось то, что из кусочка глины, благодаря нашим «манипуляциям», создается игрушка, которая не просто красивая, – у нее есть еще и функция – она свистит! Валерий Лаврентьевич является создателем Выльгортской игрушки-свистульки.
Сегодня он напомнил мне, что как-то искусствовед и художник Бородулин поведал, что промысел игрушки может возникнуть за 15-25 лет. И если он будет востребован, если какие-то новые образы, технологии, придуманные мастером, вызовут интерес и продолжится развитие, то это можно назвать созданием образа.
«У нас период становления уже прошел. Через 25 лет появилась та игрушка, которая вросла в образ, приобрела местный колорит. Она отличается от других глиняных игрушек России, от «дымки», от каргополя», - рассказал Валерий Торопов.
В свистульках мастера присутствуют образы чуди (собирательное древнерусское название ряда племён и народов прибалтийско-финской группы финно-угорской общности).
«Это не заглохнет и будет жить дальше, так как появились предпосылки для создания промысла. В Выльгорте продолжает дело гончаров Татьяна Буторина, выпускница Сыктывкарского государственного университета. К ней за год на керамику записываются, так как детям и взрослым нравится лепить, создавать, творить что-то своими руками», - поделился Валерий Торопов.
Сейчас в Выльгортской школе художественного ремесла, созданной его усилиями, работают его жена, дочка, внучка. Кроме них, еще есть огромное количество людей, которые, благодаря ему, полюбили творчество. И не сосчитать, сколько выпустилось со школы детей, которые пошли по пути своих наставников, и потом сами стали мастерами.
Прошло время. Сейчас я уже учусь на журналиста, прихожу к маме на работу, и, видя его, не могу снова воспринимать его как дядю-начальника. Он до сих пор кажется очень добрым и интересным, располагающим к разговору. Встречаемся теперь на разных мероприятиях об искусстве, где он неизменно в жюри. Всегда подбегаю к нему с вопросом, ведь он, я знаю, мне поможет. Кажется, что я все еще маленький ребенок, ведь так же начинаю: «Валерий Лаврентьевич, а расскажите про…».
***Торопов Валерий Лаврентьевич – признанный педагог, автор нескольких учебных пособий по методике преподавания декоративно-прикладного творчества, председатель правления Союза мастеров Республики Коми, участник республиканских, российских, международных выставок, заслуженный работник культуры Республики Коми (1994) и лауреат Государственной премии РК в области культуры и образования (1998). В 1991 году его педагогический труд был отмечен бронзовой медалью ВДНХ за внедрение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс. Также Валерий Лаврентьевич является членом Союза художников России и Союза журналистов России.
Автор:
Инесса Шпарвассер