21.05.2018 15:15
Немецкая автономия Сыктывкара продолжает готовится к этнографической экспедиции по местам спецпоселений, чтобы восстановить новые имена и записать воспоминания тех, кто еще помнит драматические события 30-40-х годов. Руководитель автномии Олег Штралер поделился со студентами Сыктывкарской Школы межэтнической журналистики историей немцев, не по своей воле попавших в Коми из Поволжья.
Судьба советских немцев в годы Великой Отечественной войны сложилась не самым лучшим образом. Они были лишены своей Республики немцев Поволжья и возможности сражаться на передовой. Вместо этого их депортировали на север и Казахстан, в частности в Республику Коми, а затем отправляли в "трудовые армии". Сейчас, по словам О.Штралера, всё это почти забыто: потомки репрессированных немцев утрачивают немецкую культуру и язык, но и сейчас есть те, кто стремиться сохранить немецкую культуру в России и Коми.
Указ о депортации немцев Поволжья"
Из армии в "армию"
Слова "нацист" и "немец" для людей, живущих в двадцать первом веке, имеют разное значение, однако в 1941 году советское правительство решило, что эти слова - синонимы, а значит все, кто является немцем по происхождению, автоматически стал врагом народа.
Решение о выселении поволжских немцев
Указом от 28 августа 1941 года была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья, началась глобальная депортация немцев на север и в степи Казахстана, где из них начали создавать трудовые армии. От "лиц немецкой национальности" начали очищать даже армию, депортируя солдат и офицеров прямо с передовой. Некоторых депортированных из Ленинградской области отправляли с начало в Карелию, а затем в Коми. Депортированным в Коми приходилось строить жилье самостоятельно из подручных средств в лесу и успеть сделать это до зимы, в противном случае их ждала смерть от холода.
Первые трудармейцы Бакалстроя НГА расчистке снега под строительство. Март 1942
По словам О.Штралера, в немалой степени выжить им помогли местные жители, которые рассказывали немцам, как выживать в суровых условиях севера, и делились необходимыми вещами для выживания. Зачастую у людей не было даже документов, представителей одной семьи распределяли порой по разным республикам, детей отделяли от матерей, мужей от жён. Отношение правительства к военнопленным можно охарактеризовать, например, тем, что зачастую лагеря с депортированными немцами стояли буквально через дорогу от тюрем, где содержались военнопленные.
Немцев же, которые оказались на захваченных территориях, чьи предки ещё во времена Екатерины, заселяли обезлюдевшие территории Крыма, Украины и южной части России, ждала не менее печальная судьба. Во время отступления нацистов с этой территории сложилась горькая, в немалой степени парадоксальная ситуация, когда немцев угоняли на работу в Германию.
После войны, когда "русских немцев" начали возвращать из Германии, их привезли не на территории, где они жили и работали поколениями, а снова в ссылку, где им, как и прочим до них, приходилось работать на стройках, шахтах и лесоповале.
27 июля 1946 года, когда было принято решение постепенно начать возвращать военнопленных немцев обратно на родину, русские немцы по-прежнему оставались в трудовых лагерях. Трудовые армии были расформированы только в 1947 году. Выжившим немцам разрешалось вернуться только в места выселения, где находились их родственники. А 26 ноября 1948 года был издан указ, согласно которому все выселенные в годы Отечественной войны были приговорены к ссылке навечно под угрозой 20 лет каторжных работ, причём это касалось не только немцев, но и всех депортированных народов.
Немцы-спецпоселенцы в Коми АССР (р. Вычегда). 1948
Со временем с депортированных народов начали снимать ограничения и даже начали возвращать автономии, однако немцы в этих списках, по словам О.Штралера, были "в начале с конца", лишь в 1972 году с них была снят статус "вечной ссылки", однако автономную республику так и не воссоздали.
"Теперь понимаю, почему дедушка так редко улыбался"
Большая часть немцев уехала из Коми в Казахстан по причине того, что немцев там было значительно больше и было куда теплее, однако часть всё же осталась, в основном, по причине создания семей с представителями других национальностей.
Олег Штралер, руководитель общественной организации "Немецкий деловой центр"
"Мой отец, Штралер Франц Эдмундович, родился 5 июня 1899 года в городе Ширбиц в Верхней Силезии, которая в то время входила в состав Германии. После окончания в 1925 году Лейпцигского университета он работал на химическом производстве "Лёйнаверке", одном из крупнейших в Германии. В 1930 году торговое представительство СССР в Берлине пригласило его в Харьковский углехимический институт, куда он приехал, как иностранный специалист, работать старшим научным сотрудником и занимался технологиями производства бензина из угля. Ряд его научных работ были опубликованы и находятся в Российской государственной библиотеке", - рассказал об истории своей семьи О.Штралер.
В 1936 году НКВД Украины арестовал большую группу иностранных специалистов, работавших на Украине, обвинив их в шпионской деятельности на Германию. Был арестован и отец руководителя автономии. "Особая тройка" дала ему пять лет заключения, которые он отбывал в посёлке Водный под Ухтой на первом в Советском Союзе предприятии по производству радия. В 1941 году после окончания срока заключения он был вынужден остаться там же, и продолжил работу как вольнонаёмный. В начале 1942 года, как и все немцы, был призван в так называемую трудовую армию. Фактически в условиях заключения он работал на лесоповале в посёлке Мордино Корткеросского района, где едва не погиб от обморожения. В 1943 году в системе Комилеса его направили работать мастером по газогенераторным установкам на Сыктывкарский судоремонтный завод, который находился в посёлке Заречье города Сыктывкара. Но снова, уже в 1948 году и по 1955 год, по Указу Президиума Верховного Совета СССР, он считался спецпоселенцем по национальному признаку, и должен был регулярно отмечаться в комендатуре. Реабилитировали его только в 1958 году, сняв с него все обвинения. На этом предприятии он работал до самой пенсии, на которую вышел в 1963 году с должности начальника судокорпусного цеха.
Евгения Миллер, преподавательница русского языка и литературы
Мой дедушка был одним из Приволжских немцев. Они жили в сельских поселениях. Когда началась война, немцы по приказу Сталина были выселены на север. Людей выселяли целыми семьями, разрешали взять с собой лишь самое необходимое. Везли их не в пассажирских вагонах, а в "теплушках". По дороге у моего дедушки умерла мама. (Фотография мамы и папы моего дедушке, как сейчас помню, висела у деда в доме, он сохранил ее). И в Коми они уже приехали вчетвером - четверо осиротевших детей: Иосиф, Катя, Антон и Ваня. Старшим двойняшкам - Иосифу и Кате - на тот момент было по 12 лет. Вся забота о братьях легла на плечи Кати.
Жили они в Троицко-Печорском районе в лесном поселке Лебяжье. Совсем еще дети, оставшиеся без мамы, совершенно в чужом месте, они работали на заготовке леса. Было очень тяжело. Дедушка не любил говорить об этом времени. Но с благодарностью вспоминал о коми, которые не дали им умереть от голода. Война закончилась, дети подросли. Переехали жить в поселок Лемты. Катя работала на заправке, мой дед Иосиф мастером по славу леса, а Иван стал водителем. Все женились, создали семьи. Став взрослым, мой дедушка ездил в свои родные края в Приволжье, но там в его родном доме жили совершенно другие люди... Дед был человеком серьёзным, строгим, не скажу, что проявлял какие-то бурные эмоции. Сейчас я понимаю, почему мой дедушка так редко улыбался. Построил свой дом, держали хозяйство: корову, даже лошадь по кличке Казбек. Каждую субботу все дети и внуки собирались в их доме, ходили в баню, а потом ужинали за большим столом. Дедушка умер, но он прожил не зря: у него шестеро детей,16 внуков и 25 правнуков.
Да, осталось у меня в памяти воспоминание: на католическую пасху дед Иосиф звал к себе во двор всех своих внуков. Так как жили мы на севере, но на Пасху еще было полным-полно снега. Дедушка делали небольшие лунки в снегу, и клал туда яйца крашеные и конфеты. А нам, детям, говорил, что это принес зайчик. Нашему детскому восторгу не было предела.
Инесса Шпарвассер, студентка
Мой дедушка Роберт Шпарвассер о себе почти ничего не рассказывал, поэтому мы знаем о нем совсем мало. Их с мамой и двумя братьями выслали сюда из Поволжья. Тогда моему дедушке было 6 лет. Прожил всю жизнь тут, хорошо работал, был передовиком по вывозу леса, с бабушкой у них пятеро детей, один из которых мой папа. Сейчас все мне говорят, что я одна из всех внуков и правнуков на немку похожа, воспринимаю это как комплимент.
Назад, на родину
За годы депортации выросло немало немцев, которые не знали родной язык, это объясняется тем, что изучение немецкого не приветствовалось, постепенно начала забываться и культура. Тем не менее, были неоднократные попытки восстановить историческую справедливость, в 1986 году в России было создано общество "Возрождение", которое ставило своей задачей восстановления автономной республики и сохранение немецкой культуры в СССР. На момент своего пика в 1992 году в него входило 130000 человек.
С распадом СССР идея о возрождении автономии немцев была рассмотрена Борисом Ельциным, который приезжал на территорию бывшей автономии, ныне Поволжье, однако он наотрез отверг эту идею, сказав, что "автономии не будет" и обосновав решение тем, что в Поволжье нет "преобладания немецкого населения". Это заявление, по словам О.Штралера, стало ударом для российских немцев, общество "Возрождение", провозгласило в качестве своей основной задачи организацию массового выезда советских немцев. К 1994 году из страны эмигрировало 213 214 человек - это почти половина всех немцев в стране на тот момент.
По данным последней переписи 2010 года, в стране насчитывалось 394138 человек немецкого происхождения. Несмотря на годы притеснений, русские немцы продолжают жить и трудиться, с начала 2000-х годов было создано более нескольких сотен организаций, занимающихся восстановлением и сохранением немецкой культуры. Молодым немцам помогают изучать немецкий язык, когда как в российских школах его вытесняет английский, также им дают возможность посетить историческую родину. Проводятся экспедиции в разные части Республики Коми. Всё это для того чтобы сохранить немцев в России как национальность, как культуру, чтобы годы лишений и клеветы не были напрасны.
Нацакцент
Автор:
Алексей Сотников