04.06.2008 10:24
Осенью 2008 года Удмуртская Республика отметит 450-летие добровольного вхождения Удмуртии в состав России. Об этом знают все. Но не все имели возможность познакомиться с фактами истории 450-летней давности, с интересной, трагической, поучительной историей становления Российского государства.
О том, как это было, мы продолжаем рассуждать с доктором исторических наук, профессором, заслуженным деятелем науки УАССР и РФ Маргаритой Владимировной Гришкиной.
- Перед Иваном IV стоял вопрос: что делать с завоеванными землями дальше? Как он его решал?
- Существовало две точки зрения. Первую отстаивал князь А.М. Курбский: оставаться в Казани и продолжать покорять земли и народы. Но победила вторая точка зрения - братьев царицы Анастасии Захарьиных: разослать грамоты и привести население новой территории к присяге (как тогда называлось, к "шерти") мирным путём.
2 октября Иван IV направил ко всем народам представителей с жалованными грамотами. Главное условие – жители теперь уже бывшего ханства должны были платить ясак русскому царю.
Ещё до того, как послы прибыли на их земли, арские люди уже направили своих представителей - Шамая и Кубиша - к Ивану. От имени арских людей они просили, чтобы государь их пожаловал и «велел ясаки имати» и прислал сына боярского, чтобы сказал им «царское жалованное» слово. То есть заявили о том, что хотят мира. Пожалуй, посольство Шамая и Кубиша может служить определенным доказательством добровольного присоединения Удмуртии к России.
Отправленные Иваном IV в Арскую землю представители привели в Казань тех, кого могли собрать в Арской земле, те принесли шерть (присягу) Ивану IV, обязавшись платить ясак.
Казалось, что война закончена и земли присоединены. Иван уехал в Москву, оставив своих наместников с военными отрядами на завоеванной территории. Уже в декабре 1552 года начался сбор ясака.
В документах той поры существуют намеки на то, что при сборе его бояре проявляли корыстолюбие, не блюли государственные интересы. Говоря попросту, обирали население. Возможно, это и стало причиной восстания арских людей в начале 1553 года.
Однако существует и другая точка зрения. Да, экономический гнет был, но не настолько сильный, чтобы поднялось все население. Скорее, то восстание можно назвать национально-освободительным. В Казанском ханстве не было такой централизации, как при Иване IV, и люди, видимо, ощутили, что жить им становится не в пример тяжелее, чем раньше.
Первыми восстали луговые марийцы, которые переживали период военной демократии и отличались воинственностью. Что же касается арских людей, то на первых порах восстание они не поддержали и даже выдали 38 "изменников", которые пытались на Арской земле поднять смуту.
Но после того как воевода Борис Салтыков со своим отрядом возле повстанческой крепости у реки Мёши потерпел в начале 1553 года поражение, арские люди к восстанию присоединились.
В Москве, в которой пышно праздновали падение Казанского ханства, были растеряны, узнав о восстании. Ивана обвиняли в непредусмотрительности, в том, что не взял территорию «огнем и мечом».
Весной 1553 года, когда вскрылись реки, в Казань была направлена первая русская армия. К осени того же года действовали уже две армии, а к концу года – три. Именно третья армия была направлена против «арских изменников».
Зимой 1554 года восстание на Арской стороне было подавлено. Предводители его заявили о покорности, шерть московскому царю еще раз принесли и многие простые ("чёрные") люди. Но летом этого года восстание возобновилось.
Не сдавалась и Луговая сторона, где с русской армией воевали марийцы. В 1555 году администрация Ивана IV приняла решение устранить лидеров восстания – князей, мурз и т.д. Отличившиеся в этой резне были поощрены "золотыми" - своеобразными орденами того времени.
Перешедшие на сторону русского князя арские князья в этом процессе также участвовали, что вполне объяснимо: они хотели мирного развития, а не войны. Лавирование было естественной формой поведения в той ситуации: когда войска уходили, можно было, как говорится, поднять голову и попробовать побороться за независимость.
В 1556 году последовали новые карательные операции. В итоге в мае этого года войска Петра Морозова опустошили Арскую землю окончательно. Таким образом, в 1554 году наступил перелом в восстании, события стали развиваться не в пользу сепаратистов, операции 1556-1557 годов уже носили характер превентивных.
После окончательного подавления восстания в Москву отправилось посольство представителей покоренных территорий. Среди послов был и арский князь, имя которого, скорее всего, звучало как Куака (ворона). Послы снова были приведены к шерти. Присягу принесло и рядовое население.
Май 1557 года можно считать датой окончательного присоединения земель, на которых проживали удмурты, к России. Да, случались восстания и после этой даты, но удмурты в большинстве из них уже почти не участвовали. По той причине, что воевать было некому. Как мы помним, убитых и плененных было много, к тому же значительная часть удмуртского населения покинула исконные территории.
Память о тех событиях отразилась на дальнейшем поведении удмуртов. Они долгое время старались не контактировать ни с русским населением, ни с русской администрацией, предпочитая уходить с насиженных мест. Возможно, поэтому, кстати, мы и не имеем данных о численности удмуртского населения в то время: удмурты долгое время в переписи не попадали.
- Каковы, на ваш взгляд, итоги присоединения Удмуртии к России?
- Присоединение было очевидной исторической необходимостью. Других вариантов попросту не существовало. Примерно с X-XIII веков удмурты – и северные, и южные – входили в состав политических образований: Волжской Булгарии, Золотой Орды, Вятской земли, Казанского ханства. Арская земля играла значительную роль в этих образованиях, но самостоятельной политики не вела.
Взятие Казани – трагический эпизод истории, как и последующие события, но с их окончанием на завоеванные земли пришел мир. Прекратились смуты, бесконечные раздоры, разорительные походы русских и ханских войск. Удмурты и другие народы, населявшие эти территории, получили возможность развиваться мирно.
Пожалуй, самое главное – в результате присоединения сложился единый удмуртский этнос, в пределах Русского государства сформировалась единая территория его расселения.
По сравнению с Казанским ханством Русское государство было более прогрессивным, более близким к Европе. Присоединение стимулировало развитие экономики, торговли, способствовало более интенсивному этническому взаимодействию. В конце XVIII века возобладало влияние христианства, были созданы церковно-приходские школы. У удмуртов появилась письменность. Есть данные, что первая из этих школ появилась еще в XVI веке. И, наконец, в XVIII веке мы получили небывалый рост промышленности, в начале XIX века стала формироваться оружейная промышленность. И именно с военно-промышленным комплексом нашу республику сейчас и ассоциируют.
- Маргарита Владимировна, можно ли сказать о том, что вхождение Удмуртии в состав России имело однозначно положительные итоги?
- Нет, конечно. Были у этого процесса и свои положительные, и свои отрицательные стороны.
О положительных мы уже сказали. Что же касается отрицательных, то, на мой взгляд, падение Казанского ханства ликвидировало последний барьер перед продвижением Русского государства на восток. Да, Россия получила новые богатые земли, расширила свои владения, присоединила многие народы. Но "благодаря" этому процессу мы получили то, что называется империей, "имперским сознанием". А у этого сознания в России есть одна существенная особенность. Говоря упрощенно, нам легче и предпочтительнее уйти на новые места, заново обосноваться где-то, нежели последовательно и целеустремленно обустраивать свой клочок земли, свой дом, как это уже много столетий делают европейцы. Это – экстенсивный путь развития, противопоставленный более прогрессивному – интенсивному. С инерцией этих издержек "имперского сознания" мы сталкиваемся до сих пор. И в национальном сознании, и в экономике, и в политике.
Именно с тех пор в нашей стране во всем господствует государственное начало, ничего не делается без участия государства: реформы только "сверху", гражданское общество формируется «сверху». Инициативы «снизу» практически нет, и это не может не печалить.
- Какие уроки мы должны извлечь из событий 450-летней давности?
- Главное – нам необходимо знать историю, чтобы не повторять ошибок предшественников. Надо жить в мире и согласии, не создавая в своем сознании образ врага; быть терпимее и толерантнее. Россия – многонациональная страна, так сложилось исторически, и государство, коли уж оно играет у нас такую весомую роль, должно проводить внятную, последовательную национальную политику, направленную прежде всего на поддержание мира, на сохранение традиций, языка и культуры народов нашей страны. Иначе России просто не выжить.
- Спасибо.
Автор:
Беседовал Алексей Чулков
Источник:
Газета "Удмуртская правда" (Удмуртская Республика) № 60, от 3 июня 2008 года