14.09.2018 10:13
Марийцев часто называют последними язычниками Европы, но они негативно относятся к слову «язычество» и свою веру называют марийская традиционная религия Марий Юмынйӱла.
У Юмо-бога была дочь, молодая и прекрасная. Она пасла скот, но на небе травы нет, потому скоту надо было спускаться на землю. Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной, которого звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юмо-богу. Девушка осталась на земле и вышла за Мари замуж. От них и появились люди.
(Марийская мифология)
БОГ ВОКРУГ И В КАЖДОМ
Вера – общечеловеческая потребность. Она существует столько же, сколько людское сообщество. Религия стала той силой, которая сплотила народы вокруг собственной национальной идеи и самобытности. Для марийцев, живших в окружении лесов и рек, самой почитаемой стала природа, а храмом – рощи.
- Марийская философия говорит, что мы есть дети природы, дети божьи. К природе нужно относиться так, как бы ты относился к родной матери, - рассказывает Василий Пектеев, художественный руководитель театра им. Шкетана.
Современная реальность делит мир на материальный и духовный. При этом сначала человеку нужно удовлетворить телесные потребности, а потом духовные. Если рассматривать философию марийского родноверия, то в ее основе будет божественное начало «шырт».
- Мы сами себя считаем божественным началом, частью космоса, - говорит карт-онаен Виталий Танаков. - Красной нитью философии и основой воспитания идет постулат «Будь, как бог», то есть будь нравственным, как он. Если человек начинает осознавать, что он часть божественного начала, космоса, то у него другая реальность открывается, он по-другому начинает мыслить.
Далее в структуре религиозного сознания марийцев идут неразрывно связанные душа и сознание «чон», а затем уже тело «кап».
Бог един, гласит Марий Юмынйӱла, все божества и духи в пантеоне, от домовенка до судьбы, – его проявления, субличности. Все вокруг, даже камень, имеет душу.
- Бог может проявляться в разных образах. Например, вода, огонь, земля имеют божественное начало, - продолжает Виталий Танаков. – При этом в космосе нет понятий «добро и зло». У единого бога Ош Кугу Юмо есть такие понимания, как Юмо и Омо. Частица «мо» означает генерирующий источник энергии. Юмо – это положительное начало, Омо – отрицательное. Вместе они создают «тӱня» – миры, и через свои субличности бог согласовывает их жизнь. Мы, люди, тоже субличности Ош Кугу Юмо, то есть их неисчислимое количество.
ТАБУ
Марийцы с детства и по сути связаны с природой, и все моления проходят в священных рощах. К лесу отношение особое, он и источник питания, и материал для строительства и обогрева жилищ, и защита. Как писал еще в XIX веке исследователь Сергей Нурминский, «лес – это волшебный мир черемисина,…около лесу вертится все его мировоззрение».
- Дерево нельзя было рубить летом, - развивает эту тему Василий Пектеев, - только зимой, когда они замерли как бы во сне. Да и то мариец, приходя в лес, сначала становился на колени, просил прощения, говорил, что не со злым умыслом пришел, надо дом построить, чтобы дети не замерзли. Отношение к деревьям, как к своим братьям, генетически, видимо, в нас заложено. Я своим маленьким детям говорил: «Идешь по дороге, от скуки взял и ветку сломал. Зачем? А если бы тебе взяли и пальчик сломали?» Жестко? Да! Но объясняю, что ветка у дерева, это как пальцы. Я думаю, что наша религия особенно важна сейчас, потому что люди наносят огромный ущерб экологии. Она учит любить и защищать природу.
У верующих существует довольно большая система запретов, выражающая этические представления народа. Это «ойöрö» – нельзя, которые защищают в общем-то всем знакомые общечеловеческие ценности, которые упрощены до бытового понимания. Детей с младых ногтей учат, чего нельзя делать. Например, пинать хлеб, мусорить, плевать в воду, огонь. В этом своде есть и нравственные табу, которые строятся на предупреждениях. Нельзя другим желать зла – оно вернется к тебе. Нельзя грубить родителям – не будет тебе счастья в жизни. Нельзя смеяться над старостью – сам тоже состаришься, может еще хуже.
- Я вырос в достаточно религиозной семье, – говорит Василий Александрович. - Был пионером уже, классе в пятом. Папа свечу зажег и начал молиться. А я возьми да выкрикни: «Нету бога!». В школе научили. Отец прервал молитву, посмотрел на меня и сказал: «Вачий, ты можешь не молиться, можешь не верить, но никогда нигде не кричи, что нет бога». Это был такой урок!
ОТПРАВИТЕЛИ КУЛЬТА
Как в любой религии, у марийцев тоже есть вера в божественные чудеса.
- Помню, первый раз после перестройки, когда проводили большие моления на горе Чумбылат в Кировской области, в тот день шел нескончаемый дождь, - вспоминает Василий Пектеев. - Я подошел к главному карту: «Никакого просвета в небе нету. Как же на колени встать, все мокро, сыро?». Он меня успокоил: «Все будет хорошо». И они пошли втроем, взялись за руки, постояли, пошептали молитвы, и через десять минут солнышко засияло! Как будто небо над нами раскрылось, а вокруг тучи черные. Моленья провели, покушали, народ начал разъезжаться, и пошел дождь снова. Всю следующую ночь еще барабанил, лил, как из ведра.
Карт – духовный жрец, особая фигура в теологической доктрине марийцев. В прежние времена этот человек должен был обладать недюжинной памятью, чтобы запомнить молитвы и обряды на все случаи жизни, потому что передавались они из уст в уста.
- Это призвание с детства, - считает Виталий Танаков. - Человек тянется к духовности, и народ видит его нравственное поведение. Старшие люди занимаются воспитанием, пестуют этого молодого человека, подсказывают, объясняют обрядовую часть. Он проходит стадии инициации, становится помощником-учö, а если достоин, то избирается картом или становится онаеном – толкователем вероучения.
Одна из главных ролей священнодействия отводится языку. Марийские молитвы ритмичны, раньше напевались под гусли. По мнению Виталия Дмитриевича, как вселенная собрана из частиц, так и язык, все слова собраны из информационных блоков. Например, «ир» – дикий, «ин» – злой, «ил» – свет, «ал» – благость. Таких блоков в языке около 50, все они несут сакральные знания и энергетический потенциал. Собранные определенным образом в слова и молитвы, они бывают услышаны богом.
По примерным оценкам, сегодня в марийском жречестве больше ста картов. Вертикали верховного жреца как таковой не существует, главный карт призывается только на одно моление. Причем выбор делают люди, которые собираются провести обряд. Чтобы получить такое уважение, карт должен быть признан среди народа настоящим транслятором традиций, истинным хранителем веры, которому открывается бог.
Газета "Марийская правда"
Автор:
Елена Рогачёва