На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Людмила Королькова: "Традиционная культура хранится в старых источниках"

Людмила Королькова: "Традиционная культура хранится в старых источниках" 14.09.2018 15:19

Представляем фрагмент беседы с Людмилой Корольковой, ведущим научным сотрудником отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея, кандидатом исторических наук, о численности и традиционном быте вепсов.

– Людмила Валентиновна, какова историческая территория проживания вепсов? Изменилась ли она сегодня?

– Этот финно-угорский народ по данным переписи 1926 года населял территорию юго-западного Прионежья вплоть до крупного села Педасельга, это где-то 60 км. к югу от Петрозаводска. Значительная группа вепсов проживала на территории Приоятья: это современный Лодейнопольский и Подпорожский районы. В Бабаевском районе Вологодской области, частично на границе с Вытегорским районом Вологодской области, Тихвинский уезд Новгородской губернии. Это основная территория, где проживали вепсы по данным переписи как ранней 1897 года, так и по более поздней 1926 года.

Из письменных источников середины XIX века известно, что ещё локальная группа вепсов где-то до середины века проживала на самом востоке Вологодской области. Но, к сожалению, по данным переписи 1926 года эта группа вепсов не фиксировалась.

В наши дни вепсы населяют территорию: самую южную часть Карелии, где она граничит с Подпорожским районом Ленинградской области. Это тоже территория западного Прионежья, точнее юго-западного Прионежья.

Небольшое вепсское население проживает на территории Вологодской области. Большая часть, конечно же, в Бабаевском районе. В Ленинградской области это Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский районы.

Но сельское население, к сожалению, уже немногочисленно.

Если привести пример крупных сельских поселений, которые остались на востоке Ленинградской области: это Винницкое, Радогощенское, Алёховщинское сельские поселения – на этой территории сельское население уже около 5000. И вепсы из них составляют небольшой процент.

– Что повлияло, на Ваш взгляд, на сокращение численности вепсов?

– В 70-е годы начался процесс миграции из деревень. И практически во всех городах Ленинградской области сейчас проживает немногочисленное вепсское население, которое покинуло сельские поселения в 70-е – начале 80-х годов.

На территории Бабаевского района сохранилось несколько кустов деревень. Это куст деревень Куя, Войлахта, деревня Красная горка и соседние с ней посёлки.

Вепсы уже давно покинули свои деревни, которые прекратили существование в 70-80-е годы, и переехали куда-то в более крупные поселения.

И сейчас, когда мы приезжаем в вепсские деревни, особенно зимой, то встречаем единичное вепсское население. Конечно, это в основном жители преклонного возраста. И если на лето дети привозят их отдыхать в свои родовые гнёзда, то зимой все деревни, особенно маленькие, занесены снегом и там уже не увидишь даже огонька.

Общая численность вепсов на тех территориях, которые считались исконным поселением, очень мала. Прописано гораздо больше, потому что многие дома не покинуты. Там осталась прописка, но там уже никто не проживает.

Также процент рождаемости низкий в силу того, что население давно вышло за рамки пенсионного возраста.

Есть одна надежда на территорию Карелии, где вепсов проживает много, но это особая группа вепсов – прионежские вепсы. А вот вологодских, оятских, южных, капшинских вепсов осталось очень мало. То население, которое помнило прежнюю культуру, практически уже ушло.

Когда я говорю о традиционной культуре, я говорю, что процесс исчезновения начался мощным импульсом с того времени, как крестьяне стали уходить в отход в города, они стали приносить что-то новое из города.

Мы все живём в сфере городской культуры. Она проникла даже в удалённые деревни, но задача современных центров по возрождению традиционной культуры именно не в возрождении, как говорят, а в сохранении памяти о традиционной культуре и популяризации того наследия традиционной культуры, которая, к счастью, имеет письменный вид.

Именно в старых источниках хранится традиционная культура и знания о ней. И, поверьте мне, оно всё ещё недостаточно изучено.

Беседовала Анна Баженова


Возврат к списку





Календарь праздников
28
ноября
2024














Документы



Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]