04.10.2018 15:37
Кто такие саамы? Это коренной народ Крайнего Севера. Живут они на территории четырёх стран: Финляндии, Норвегии, Швеции и России. В России живёт меньше всего саамов – около 2000 человек, их большая часть – в Мурманской области.
До 30-х годов саамов называли лопари. И по-русски, и по-английски – laps. Сегодня из личного общения могу сказать, что оскорбительным считается это название. И сами они себя называют саами.
Наши саами отличаются от западных собратьев. Во-первых, в крещении они православные. В XVI веке, когда массово началась христианизация саамов, они принимали именно христианство по православному образцу.
Самое главное, что отличает наших мурманских кольских саамов – это хозяйственная деятельность. Дело в том, что саам традиционно у нас ассоциируется с оленеводством. Саамы назывались «оленний народ». Но на Кольском полуострове саамы большую часть времени тратили на озёрное и речное рыболовство. То есть олень долгое время был на втором месте.
Орудия труда, орудия рыболовства саамов у жителя XXI века не вызывают каких-то особых вопросов. Всё достаточно наглядно и понятно. Семужий забор – особое устройство, деревянная изгородь, прекрывающая течение реки. Остаётся в ней небольшой зазор, небольшое отверстие и сооружается деревянная ловушка. Сёмга, идущая на нерест, непременно попадала в эту ловушку, откуда саамы её доставали сачками. Такое, очень примитивное, но эффективное устройство.
Однако впоследствии олень играет важнейшую роль в истории саамского народа. Олень – это источник пищи, одежды, транспорт.
Кирёжа – однополозные сани – встречались у нас вплоть до середины ХХ века. Что их отличает? Это форма. Они сделаны в форме лодки. Это однополозные сани. Гораздо позднее саамы переходят на двухполозные. И сегодня они уже пользуются двухполозными санями.
По воспоминаниям путешественников-этнографов начала века, когда они в саамской одежде переезжали от одного погоста к другому, их сажали в такие санки-кирёжи. И, как они вспоминали, в них очень тепло, но очень неудобно. Достаточно тесно взрослому мужчине в таких санях передвигаться.
Саамы считались великолепными охотниками, хотя у них очень поздно появилось огнестрельное оружие. Поэтому охотились они с помощью традиционных средств – это ловчие ямы, капканы, лук и стрелы, загонная охота.
Для зимней охоты саамы пользовались лыжами, которые в общем по форме ничем не отличаются от наших современных. Но что их отличает – это нижняя часть, подбитая шкурой для лучшего скольжения.
Наиболее древнее саамское жилище – это вежа. Этот тип жилища очень примитивен по своей структуре, своей конструкции.
Деревянный каркас, на который набрасывалась береста. Дёрн, удерживающий влагу. Делалось небольшое отверстие для входа и выхода человека. И на крыше также небольшое отверстие, которое позволяло выходить дыму. На землю бросались оленьи шкуры и устраивался небольшой очажок. Над которым можно было приготовить или разогреть пищу.
С чем связан такой примитивизм? Всё-таки саамы – это полукочевники. Кто-то занимается выпасом оленей, кто-то ловит рыбу, кто-то охотится…
Такое жилище, как вежа, построить недолго, а бросать нежалко. С этим связан такой примитивизм.
Когда саамы пасли оленей, они пользовались ещё одним типом жилища – кувакса, очень напоминает индейский вигвам. Деревянный каркас, на который сверху набрасывалась оленья шкура. Дым весь не выходил, и от него начинали слезиться глаза. Непривычному человеку было очень тяжело. С другой стороны, если не разводит огонь, то большое количество комаров моментально набивалось в это жилище.
Примерно в конце XVIII – XIX веке у саамов появляется третий тип жилища – тупа. Это деревянный сруб без фундамента и чердака. Зато в нём уже делалась печь, правда, не по русскому образцу, а в виде камина. Место у печи считалось священным. А наиболее ценным предметом в таком жилище был медный котёл, что ещё раз говорит о небольшом достатке саамов. По саамским преданиям в этом котле жил дух дома, что-то вроде саамского домового, который либо пакостил, либо наоборот помогал хозяевам.
Появление такого жилища, как тупа, говорит, с одной стороны, что саамы становятся уже не кочевниками, они оседают. То есть тупу уже с места на место не перенесёшь.
С другой стороны, саамы не сами приходят к такому типу строения, они перенимают его у пришлого русского населения, когда начинаются уже такие полноценные плотные контакты с выходцами из древнерусских городов.
20-30-е годы ХХ века вносят серьезные изменения в жизнь саамов. Связаны они с коллективизацией и индустриализацией. Создаются первые артели оленеводов В саамских погостах появляется телефон, электричество, телеграф. В 1927 году в 10-ю годовщину Октябрьской революции саамы села Ловозеро впервые услышали радиопередачи.
В это время начинается кампания по борьбе с неграмотностью. Выпускается первый саамский букварь. Но, к сожалению, он был выпущен на латинице и не нашёл своего дальнейшего развития.
Начинается работа по созданию саамской письменности. Саамские дети пошли в школы точно так же, как и дети всех народов СССР.
А центрами борьбы с неграмотностью становятся Красные чумы – так называемые передвижные центры, снабжённые агитационной литературой, газетами, настольными играми, музыкальными инструментами. Они путешествуют от одного погоста к другому, привлекают людей. Собравшиеся вокруг чума люди агитируются за борьбу с неграмотностью.
Результатом этой деятельности становится то, что уже в конце 30-х годов появляется первая саамская интеллигенция. Это приводит к тому, что уже во второй половине ХХ века появляются первые саамские писатели и поэты: Октябрина Воронова, Александра Антонова, Аскольд Бажанов и многие другие.
По материалам беседы с Георгием Дзенисовым,
заместителем начальника отдела экспозиционно-выставочной деятельности Мурманского областного краеведческого музея