03.10.2018 15:50
Традиционный костюм любого народа включает повседневную, промысловую и праздничную одежду. Здесь на нашей выставке вы можете видеть промысловый саамский костюм середины XIX века. Он экспонировался на первой этнографической выставке 1867 года, которая проходила в Московском манеже.
Костюм состоит из плечевой одежды, нижней рубахи, головного убора, кожаных штанов и кожаной обуви. Именно так выглядел костюм кольских саамов.
Никогда в верхней одежде саамов не было ярких цветов. Использовалось либо серое сукно, либо белое. Чаще всего белая одежда – праздничная – была женской. А у мужчин верхняя одежда юпа была из серого сукна. Декор этой одежды был очень скромный. Как правило, её украшал пояс и головной убор.
В зимнее время носили меховую одежду – шубы. А летом и в межсезонье, пока ещё не было холодно, носили суконную одежду.
В зависимости от сезона менялись головные уборы и обувь.
Кожаную обувь носили, когда было тепло. И она сохранялась на промысле. Если уже было прохладно, но ещё не замёрзли водоёмы и саамы ещё занимались ловом рыбы, конечно, они ещё надевали кожаную обувь, потому что она не промокала. И кожаные штаны.
Как только наступали морозы, саамы сразу переобувались в меховую обувь.
Головные уборы в теплое время года носили именно вязаные. У мужчин были вязаные колпаки.
А у женщин два типа головных уборов. Девичий – перевеска – её саамы называли так, от русского – перевязка.
А женщины носили шамшуру. История его происхождения – от русского головного убора шамшурА. У саамов этот тип головного убора имел отличие по тому, что он был украшен бисером. Очелье, затылочная часть, поднесь – они расшивались бисером. Этот головной убор пришёл в саамскую культуру где-то в конце XVIII – начале XIX века.
Платки саамы покупали. Все платки, которые изготавливались на фабриках России, на территории Финляндии, Швеции, попадали на территорию расселения саамов. Из чего изготовлен платок: из хлопка, шёлка, шерсти, зависело от времени, когда его носили, но, с другой стороны, от покупательной способности.
Естественно, с праздничным костюмом старались носить шёлковые платки. Зимой носили несколько платков: вниз надевали хлопчатобумажный, поверх могли надеть шерстяной.
Как правило, и на праздничном, и на повседневном костюме с женщиной всегда были все необходимые швейные принадлежности. Здесь мы видим металлические подвески, которые выполняли роль оберегов. Это могли быть абсолютно разные предметы.
Естественно, одежда всегда подпоясывалась поясом. Пояса у мужчин и у женщин были разные. Как правило, они ткались на бёрдечке либо плелись при помощи дощечек.
Были также у саамов шитые пояса – у женщин, а у мужчин – кожаные.
Если пояс предназначался для охоты, к нему крепились различные принадлежности охотника. Но у саамов в промысловом костюме были характерны нашейные приспособления, к которым крепились пороховница, мерка для пороха, всякие емкости для дроби, огниво. Такие приспособления носились на шее поверх верхней одежды
На поясе могли носить ключ, которым реально закрывалась какая-то дверь или сундук.
По материалам беседы с Людмилой Корольковой,
ведущим научным сотрудником отдела этнографии народов Северо-Запада
и Прибалтики Российского этнографического музея