30.11.2018 10:51
Коренные народы Севера предложили принять документ, где будет указана их национальность. Речь не идет о возвращении приснопамятной "пятой графы" в удостоверяющих личность документах или в паспорте, как это было в советское время. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока предлагает создать реестр - единую базу данных, в которой поименно перечислят представителей всех малых северных этносов России.
Почему аборигенам так важно обозначить свою национальность? Проблема возникла почти сразу же после отмены графы "национальность" в паспорте 28 лет назад и с тех пор только усугубилась. Дело в том, что государство наделило коренные народы рядом льгот и преимуществ, чтобы поддержать их традиционный образ жизни, культуру и быт.
Почему в Екатеринбурге окают, в Москве акают, а в Крыму говорят "шо"
Так, на Ямале для всех жителей уже несколько лет запрещен лов ценной северной белой рыбы, а ханты, селькупы, ненцы и манси этим промыслом свободно занимаются. Ведь рыба и оленина - их основой источник питания, эти народы веками рыбачили и охотились, причем на своих родовых угодьях. К тому же аборигены зачастую живут в сотнях километров от ближайшего населенного пункта или гоняют стада оленей по территории, охватывающей тысячи километров. У них, бывает, нет возможности зайти в магазин и купить себе "обычную" еду. Ну как запретить им добывать пищу на общих основаниях?
- Между тем у коренных народов нередко возникают конфликты с охот- и рыбнадзором, с сотрудниками полиции. Выловленную рыбу изымают, выписывают огромные штрафы. Нигде же не написано, что нарушитель ханты или манси. В судах идут разбирательства, причем решения в основном выносят не в пользу аборигенов, - говорит президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорий Ледков.
К слову, уже несколько месяцев тянется суд в Сургуте: двое охотников оборонялись от медведя и застрелили его, им предъявили обвинение по статье о браконьерстве. Эта ситуация в принципе не должна становиться предметом судебных споров, поскольку на скамье подсудимых оказались представители малочисленных народов, а им разрешено охотиться даже на особо охраняемых территориях - в заповедниках и заказниках.
Кроме того, государство наделило коренных северян множеством других привилегий: они могут, скажем, без конкурса поступать в вуз на специальности, связанные с их традиционной деятельностью, получать технику, например снегоходы, а также - на льготных условиях - субсидии и гранты на развитие своего дела.
Но как де-юре определить, что вот этот конкретный оленевод - представитель малочисленных народов? Сегодня национальность если и указывается, то в свидетельстве о рождении, и то по желанию родителей.
- Если мы говорим о поддержке малых этносов, то должны создать для них специальный реестр, - считает Григорий Ледков, - чтобы сотрудники госорганов, того же охотнадзора, могли оперативно сверить информацию в базе данных с паспортом и убедиться: человек имеет право охотиться. Немногочисленные народы живы, пока сохраняется их традиционный образ жизни, их промысел, а значит, и язык. Как только аборигенов вынудят устраиваться на работу, не связанную с их вековым укладом жизни, национальная идентичность этих людей будет постепенно утрачиваться.
Для введения единого федерального реестра необходимо внести изменения в закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации". Проект уже подготовили специалисты Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН). Сейчас его обсуждает экспертное сообщество, в первую очередь специалисты Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Статус решает все
Еще одна проблема, которая остро стоит перед аборигенами, в частности, перед теми, кто занимается оленеводством, - это отсутствие какого-либо статуса.
Сегодня на Ямале из 680 тысяч голов оленей 480 принадлежат частникам. Их хозяйства не могут называться личными подсобными, что дает право объединяться в сельхозкооперативы и получать государственную помощь.
- Мы хотим добиться изменений в законодательстве, касающихся статуса оленевода-частника, - говорит первый заместитель губернатора Ямала Алексей Ситников. - За каждым ямальцем, имеющим личное подсобное хозяйство, должен быть закреплен земельный участок. В оленеводстве сделать это невозможно, поскольку северяне пасут стада на расстоянии в сотни километров. Но, если частник получит определенный статус, мы сможем поддерживать его так же, как и оленеводов, работающих, к примеру, на сельхозпредприятиях, при других формах собственности. От этого зависит развитие оленеводства и у нас, и в других северных регионах - Коми или Якутии.
Законодательную инициативу ямальцев в министерстве сельского хозяйства одобрили. Теперь округу необходимо согласовать свои действия с соседними арктическими регионами.
А вы знаете, что…
Каждый месяц на Земле исчезает один малочисленный коренной народ. И в России есть этносы, численность которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Например, кереки, живущие на Камчатке. Их осталось всего четверо. Как говорит Григорий Ледков, некоторую надежду вселяет то, что один из них - молодой мужчина. Среди самих коренных народов год от года становится все меньше желающих вести традиционный образ жизни. Так, из 42 тысяч аборигенов Ямала кочуют со стадами оленей только 17 тысяч ханты и манси, то есть меньше половины.
Кстати
В ходе обсуждения идеи создания реестра прозвучала мысль вернуть графу "национальность" в российском паспорте и заполнять ее по желанию. Впрочем, эту идею подавляющее большинство специалистов отвергает.
- Крайне нецелесообразно менять всем гражданам бланки паспортов из-за коренных народов, составляющих от силы один процент населения России, - отмечает Елена Балдеску из Сургута, эксперт по устойчивому развитию арктических территорий. - Вслед за ними особые отметки потребуют все жители, имеющие уникальные госгарантии. В результате в паспорте придется ставить штампы тем, кто имеет льготный проезд в автобусе.
Важно, что в реестр предполагается внести и членов семей коренных малочисленных народов, даже если они не относятся к их числу.
- Женился, например, представитель ханты или манси на русской, татарке или башкирке, она переехала к нему, они вместе кочуют по тундре. Логично, что и жена должна обладать теми же правами, что ее муж и их дети, - отмечает Григорий Ледков, - а именно, иметь госгарантии при оказании медицинском помощи, проведении слушаний при изъятии земель, охоте, рыболовстве на родовых угодьях в особо охраняемых природных территориях, начислении пенсий и т. д.
Российская газета