14.12.2018 12:59
«То, что он воскрес из мертвых, – правда. Он родился «мертвым». Бабушка его спасла: взяла уголек из костра и прижгла ему кончик носа, какая-то точка активная в этом месте. Младенец заголосил, и до сих пор его голос один из самых сильных в тундре и на Ямале».
Этой историей Юрий Кукевич, журналист, почетный гражданин Ямала, поделился с гостями ОЦНК, пришедшими 31 октября на вечер в честь главреда единственной в мире газеты на ненецком языке. «Легенды» о друге Яунгаде, внуке белого медведя и вождя племени морских ракушек он может рассказывать бесконечно долго. Они служили вместе на Дальнем Востоке. И с тех пор бок о бок в одной «оленьей упряжке» прошли немало дорог и рек.
– Фёдор бы не был Фёдором: он служил при штабе и предупреждал нас о тревогах, – продолжает Юрий Кукевич. – Поэтому мы, сибиряки, спали одетыми. Сирена только завыла, а нас и след простыл – на плацу с автоматами стоим. Командир всегда удивлялся, так и не понял, что нас предупреждали. Но мы говорили, что детства приучены охотиться, рыбачить, поэтому такие шустрые.
Хабэча Яунгад большую часть жизни проработал редактором газеты «Няръяна Нгэрм». Он – журналист, наставник, сказитель и просто легенда СМИ Ямала
Оставить силы на отдых
Таких теплых историй со сцены прозвучало много. В каждой есть доля правды и шутки. И никогда не знаешь, чего в ней больше. Да и не надо. Их просто любопытно слушать.
Друзья и коллеги поздравляли Хабэчу Яунгада… со свободой. Ведь с выходом на пенсию у творческого человека всё только начинается. И тут главное – правильно распределить время и силы.
– Охотнику, рыбаку после тяжелого дня нужно отдохнуть, а для этого нужно сохранить силы, – говорит Геннадий Кельчин, редактор газеты на языке ханты «Лух Авт». – Если не припасешь их, отдыха не получится. Будешь бледно выглядеть. Хочу спросить Фёдора Константиновича, ты оставил силы на отдых?
– Конечно, некоторые силы я на это оставил, – признаётся Яунгад.
– Друг друга мы очень хорошо знаем. 19 лет в соседних кабинетах работали, – повествует дальше Геннадий Кельчин. – Однажды мы вместе ходили к священному месту. Там лиственницы стояли в мой обхват или даже больше. Они 15 «яунгадов» в высоту. Вот такую я придумал единицу измерения. Она никогда не подведет, если равняться на Фёдора Константиновича.
Именем Яунгада
Сергей Климентьев, директор департамента внутренней политики ЯНАО, сожалеет, что в детстве у него не было такого наставника, как Яунгад. Зато он появился в зрелом возрасте.
– Большую часть своей трудовой жизни я прошел с этим замечательным человеком. С 2011 года мы совместно решали задачи о том, как выглядит Ямал в глазах читателей и зрителей. Рад, что работали вместе, – подчеркнул руководитель, начавший свою речь с реплик на ненецком языке и вручивший «виновнику» памятные часы. – У вашей жизни сейчас будет новый формат, и думаю, что он будет плодотворный.
Сам герой торжества не раскрыл интриги: с чего начнет свободную от трудовых обязательств жизнь. Местные артисты ждут его новых песен, а читатели замерли в ожидании мемуаров. Хабэча Хываревич заинтриговал: планов много, и он решительно настроен их воплотить.
…Журналистская карьера Хабэчи Яунгада началась 40 лет назад, и понятно, что не все материалы еще отписаны, а кадры – сняты. Так, как он любит и ценит своих респондентов, способен лишь человек с большим сердцем. Возможно, поэтому его имя на Ямале действует как волшебное слово.
– Когда готовились к торжеству, к кому бы ни обращались к директору ОЦНК Денису Кумылину и его команде, коллегам из КДЦ, к СМИ, хватало одного упоминания имени дяди Фёдора – и приходили артисты, рабочие, звукорежиссеры, сценаристы. Можно просто чудеса творить именем Яунгада, – говорит Алексей Снегирёв, первый заместитель директора ГУ «Северное издательство», председатель СЖЯ. – На самом деле, мы вас просто так не отпустим. Мы выступили с инициативой проведения конкурса школьных сочинений на ненецком языке, чтобы выявить талантливую молодежь. Конкурс будет имени Хабэчи Яунгада, а сам он – председателем жюри.
РЕПЛИКА ПО ПОВОДУ
Тайну вождя морских ракушек раскрыл армейский друг
Юрий Кукевич, журналист, почетный гражданин Ямала:
– Однажды я спросил, как ему удалось стать вождем при таком количестве старших братьев. Да как, говорит он, сели мы в чуме, налили по рюмке и тут я заявил, что хочу первый сказать. «Объявляю себя вождем племени морских ракушек». Всё – слово сказано.
Обещание длиною в 20 лет
Темная история: Игоря Горелика и Хабэчу Яунгада уже много лет связывает один маленький «секрет». Всем известно, что фотоаппарат – верный соратник дяди Фёдора. Вот так, щелкнув им однажды, он застрял в должниках.
– Мы познакомились в школе, куда водили своих детей. Вместе были в инициативной группе родителей, – объясняет историю Игорь Горелик, заместитель председателя Избиркома ЯНАО. – Хабэча Хавыревич на всех мероприятиях обязательно фотографировал...
– Когда мы встречаемся, я в первую очередь говорю, что скоро сделаю большой портрет твоей дочери, – сдается на суд Хабэча Яунгад. – И до сих пор делаю…
– Да-да, – подхватывает Игорь Горелик. – Немногие помнят обещанное вчера, а тут 20 лет. Скажу по секрету, что фотография у меня уже есть. Но мне так приятно, встречая вас, слышать, как вы восхищены танцем моей дочери... Мне передала снимок учительница Галина Александровна. Спасибо большое.
Екатерина Золотарева
Северное издательство