На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Бесчинства и колядки: как коми раньше праздновали Новый год

Бесчинства и колядки: как коми раньше праздновали Новый год 29.12.2018 10:00

По словам кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Алексея Рассыхаева, исследователи предполагают, что раньше коми начинали отсчет нового года с осени. К примеру, родственные коми удмурты "год" именуют "ар", что на коми означает "осень". В то же время в современном коми языке "год" - "во". Поздравляя друг друга, удмурты говорят "Выль арен", а коми – "Выль воӧн"! Переплетение светского и религиозного видим в поздравлении "Выль воӧн да Рӧштвоӧн!" (С Новым годом и Рождеством!)

Образы Деда Мороза и Снегурочки как обязательных персонажей новогодних, а не рождественских праздников, были придуманы и укоренились в русской культуре только в конце тридцатых годов XX века, когда после нескольких лет запрета была вновь разрешена новогодняя ёлка. В культуру коми они вошли вслед за этим. На коми языке главного волшебника называют "Кӧдзыд пӧль", а его спутницу – "Лымныв". Хотя есть предложения называть Деда Мороза "Войпель" (букв.: Северное ухо) или "Войпӧль" (букв.: Северный дед/старец).

Зато традиция празднования рождественских святок у коми установилась давно. В ней органично переплелись христианские мотивы с дохристианскими. Святки коми называют святым периодом – "Вежадыр", "Вежа пӧра" (есть и другие названия). Этот зимний период люди связывают с переменами в жизни, о которых можно узнать, связавшись с потусторонними силами. Именно поэтому молодежь активно приобщалась к потайным знаниям через гадания, пытаясь узнать будущее (свадьбу, рождение ребенка, смерть).

На святки можно было делать то, что запрещено в другое время – веселиться на рождественских посиделках, петь, танцевать. Молодые в эти дни занимались ритуальными бесчинствами. Например, запирали пожилым людям двери в дом. Могли привязать к дверному кольцу веревку и дергать за нее. Хозяйка выходит, а перед дверью никого. Могли навалить на крыльце дров, засыпав их снегом и залив водой, чтобы все замерзло. Могли раскидать поленницу, положить сани на крышу дома или закрыть сверху дымоход. В святки к этим "шалостям" относились терпимо. Особо доставалось тем, кого в селе недолюбливали. Во второй половине XX в. пышно посиделки проходили в Нившере Корткеросского района и в Прокопьевке Прилузья. Разрешали играть на святки овечьими лодыжками ("шег"), что сулило приплод домашнего скота в крестьянском хозяйстве.

На Рождество ходили славильщики, славящие рождение Иисуса Христа. Тексты молитв, к примеру, "Отче наш" или "Рождество твое Христово", заимствовали из русского языка. Закончив молитву, на коми языке просили деньги и шаньгу. Занимались этим и молодые, и взрослые, и дети. Хозяева дома дарили славильщикам хлеб, пирожки, другие вкусности с деревенского стола. Приход таких гостей сулил хозяевам богатство.

В вечернее время ходили колядовать ряженые, которых именовали так, как называют нечистую силу в том или ином коми селе – "рӧштво куття", "кити-коти" "куття-войса" и т.д. В основном этим занимались молодые. Могли войти в дом без приглашения. Обязательно маскировались: закрывали лицо марлей, надевали одежду похуже, выворачивали шубу. Мужчина мог одеться женщиной, женщина - мужчиной. Переодевались в животных (в козла, медведя), в птиц (в журавля, петуха). Колядовщики использовали музыкальные инструменты, играя на них невпопад. Слов не говорили, а только мычали или сопели, обозначая свои пожелания жестами.

В народных поверьях святки - время, когда открыты ворота в потусторонний мир. Чтобы не запустить в свои дома нечистую силу, коми в эти дни придерживались различных запретов: не стригли волосы и ногти, не пряли, не стирали, остерегались сквернословия.

В коми, как и в русских деревнях, традиция празднования святок ненадолго прерывалась в связи с борьбой советской власти против религиозности и пережитков старины. После оттепели в святочный период наиболее востребованными стали гадания и хождение колядовщиков. В наши дни во многих селениях хождения ряженых не связаны с традицией. Их организуют клубные и школьные работники, опираясь на методички.

БНК

Возврат к списку





Календарь праздников
28
ноября
2024














Документы



Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]