29.04.2019 09:35
Эксперты о клипе этно-группы "Ойме" на аварскую песню "Гьорол эбел".
Клип на старинную аварскую песню "Гьорол эбел" ("Мать ветра") представила в Махачкале группа "Ойме" (в переводе с эрзянского – "Душа"). Съемки проходили в горном селе Гамсутль, и, как отмечает режиссер клипа Максим Быканов, снят он в жанре "реалистичного сюрреализма". По наблюдениям руководителя и солиста группы, Ежевики Спиркиной, сюжет этот перекликается с легендой о предводителе эрзян – вожде Тюште.
"Ойме" – музыкальный коллектив, представляющий культуру финно-угорских народов. Образован за пределами Мордовии в 2011 году. Группа работает по двум направлениям: традиционная программа и world music, сочетая традиционные инструменты и современные аранжировки. Участник многих международных музыкальных фестивалей. Выезжает в этнографические экспедиции, собирая музыкальный фольклор народов России.
Ежевика Спиркина – руководитель группы "Ойме" и экспедиционного направления OYMEexpeditions. Автор нескольких культурных проектов. Родилась в Саранске, эрзянка. Окончила Государственное эстрадно-джазовое училище им. Гнесиных. Получила высшее образование в Петрозаводской консерватории, по профессии этномузыколог.
В основе трека, созданного под руководством известного кинокомпозитора Владимира Осинского, аварская народная песня, записанная в Гунибском районе Дагестана в одной из экспедиций группы Oyme (OYMEexpeditions).
Мать ветра – мифический персонаж. Дух или божество, к которому обращались за поддержкой женщины. Некая сила, забирающая печаль из сердца и дарующая надежду.
Ладонь – защита, доверие. Аварский солярный знак – непрерывное движение, жизнь, вечность. В середине клипа есть фрагменты, семантически связанные с сохранением языков коренных народов мира, – стена, на которой появляется надпись "Помоги" на разных языках.
Сюжет такой, если в двух словах. Аварец просыпается, оглядывается и видит вокруг засушливую местность, высохшие деревья, разруху и… надеется на чудо, на авось. Но чуда почему-то не происходит. Мать ветра приходит к нему во снах каждую ночь, что-то пытаясь сказать ему. В итоге аварец решает сделать все сам, ведь жизнь – это движение. Он сажает дерево, которое дает ростки. За его долгую жизнь вырастает чудесный сад. И разрушенные стены Гамсутля восстанавливаются. В конце клипа аварец остается в памяти людей настоящим защитником своей земли, уважаемым человеком и примером любви к своей родине.
Сюжет клипа перекликается с эрзянской легендой о предводителе эрзян – вожде Тюште. По эрзянской легенде, эрзяне никак не могли объединиться. Тогда пришли они к простому пахарю и попросили стать их предводителем. "Как я стану вождем целого народа, когда я без знаний, я обычный человек?" – сказал пахарь. Но люди с ним не соглашались. Тогда он им ответил: "Хорошо, я стану предводителем эрзян, если так уготовано Небесами. Если я сейчас воткну вот этот засохший посох в землю и он превратится в живое дерево, то стану вождем, ибо сам Инешкипаз благословил меня на это". Он воткнул посох в землю, и посох зазеленел. Так пахарь, став Тюштей, объединил эрзянские земли и племена в одно целое. Так эрзяне стали народом.
Молодежь Дагестана