30.09.2019 11:49
Наша жизнь интересна и ценна, в частности, тем, что бывают необычные, незапланированные встречи, знакомства, которые впоследствии превращаются в крепкую дружбу. Такое случайное знакомство было у меня летом 2015 года в санатории «Саранский». Из среды отдыхающих выделялся гость из Азербайджана Хагани Джафаров, не только внешностью, но и активным участием в мероприятих, приготовлением восточных блюд, интересным общением...
Из многочисленных оздоровительных учреждений выбрать санаторий «Саранский» помог ему интернет, и, судя по его словам, не напрасно. В разговоре, особенно во время экскурсий, он часто выражался: «А у нас лучше. Приезжайте, посмотрите!» Это и понятно, что-то лучше. Для него Азербайджан - Родина, чувство патриотизма... Из общения время от времени узнавали: горный Азербайджан и маленькую российскую Мордовию что-то связывает, есть общее... В частности, в Мордовии, как и во всей России, огромной популярностью пользуется до сих пор Муслим Магомаев и современный эстрадный певец Эмин, кстати, супруга которого уроженка Саранска...
Я с гордостью несколько раз рассказывал о том, что с октября 1923 года по июль 1925 года «русский Роден» - мой великий земляк С. Эрьзя - был профессором скульптуры в Бакинской высшей художественной школе.
Побывать в Баку, увидеть места, связанные с жизнью и деятельностью великого земляка С. Эрьзи, мне казалось несбыточной мечтой. Но после того, когда сын-болельщик узнал, что именно в Баку встречаются английские футбольные клубы «Челси» и «Арсенал», сомнения о поездке исчезли. Едем!
…Нас тепло встретили большие семьи Джафаровых, приглашали в гости, угощали вкуснейшими национальными блюдами, обменивались сувенирами, дети вслух с удовольствием читали мои стихи из подаренных им сборников, организовали экскурсии по сказочному Баку и горным селениям...
Тёплые встречи состоялись в городах и сёлах. Азербайджанцы с гордостью вспоминали о своём пребывании в СССР, по-русски рассказывали о современных российских городах, о дружбе...
На всех встречах я находил момент, чтобы хоть коротко рассказать о великом своём земляке и о том, что Степан Дмитриевич Эрьзя творил в Баку и учил скульптурному делу молодых азербайджанцев. Мой маленький рассказ всегда подтверждался моим стихотворением «У скульптур Эрьзи», написанным мной на мордовском-эрзя языке и переведённым на русский язык Алексеем Громыхиным. Бакинцы с интересом ознакомились с переводом этого стихотворения на азербайджанский язык.
Запомнились отдых на турбазе, что на берегу горной речки, посещение футбольного матча. Но где бы я ни был в эти дни, не уходила мысль о посещении в Баку мест, связанных с Эрьзей.
И вот наконец-то! С большим трудом с помощью бакинцев нами было найдено здание по улице Хагани, известное как Дом горняков, оформленное С.Д. Эрьзей в 20-е годы. На фасаде здания из железобетона и металла - скульптурные работы: вверху - «Рабочие со знаменем», внизу - «Рабочие, навинчивающие трубы». Старинное здание находится в ветхом состоянии, сохранились деревья, которые в настоящее время по-хозяйски местами обмотаны, закреплены железными листами и проволокой... Дом горняков или Союз горняков тогда занимал это здание на ранее называемой Молоканской улице, теперь - Хагани. В настоящее время здесь находится Союз композиторов Азербайджана. Дом был построен в начале XX столетия архитектором В.С. Саркисовым и принадлежал местному миллионеру Тиграну Меликову. «С архитектурной точки зрения, здание по преимуществу решено эклектично, - читаем в книге В. Трофимова «Эрьзя. Бакинский период творчества», - оно имеет четерёхколонный классический портик, который украшает декоративная коринфская капитель колонн, а второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона».
«При исполнении заказа С.Д. Эрьзя столкнулся с проблемой синтеза архитектуры и скульптуры, - читаем мы далее, - как известно, каждая эпоха по-своему решала задачу единения этих двух видов искусства, ибо синтез - определённая система мышления, связанная с мировоззрением эпохи...».
Книга В. Трофимова «Эрьзя. Бакинский период творчества», выпущенная в Баку издательством «Гянджлик» в 1977 году, нам очень пригодилась, она как бы заменила экскурсовода.
В статье «Малоизвестная история дружбы Сергея Есенина и Степана Эрьзи» (к 40-летию со дня рождения), опубликованная в «Финно-угорской газете» 27 июля 2016 года, сообщается: «Художник Иосиф Ефимович Бобровицкий писал, что Эрьзя вместе с другими преподавателями, журналистами «Бакинского рабочего» бывал в Мардакянах у Есенина». «Не вспоминал ли Степан Дмитриевич об этих поездках?» - обращаюсь я к Борису Николаевичу. «Вспоминал, но без подробностей. Эрьзя, живя в Баку, очень интересовался народным искусством, памятниками архитектурной старины. В Мардакянах и в соседнем с ним селении Шаганы сохранились замки XIII и XIV веков, в мечети Тубашахи...».
Из этой статьи мы узнали и о книге С. Кошечкина «Весенней гулкой ранью...».
Долгим поиском Дома горняков послужили отсутствие мемориальной доски, извещающей о скульптурных работах здесь С. Эрьзи, и изменённая нумерация домов (ранее дом был под номером 27).
Поиски других зданий в Баку, связанных с деятельностью С. Эрьзи, не увенчались успехом. Предполагается, что из-за аварийного, ветхого состояния они снесены, а на построенных на их месте домах отсутствуют мемориальные доски. А ведь на фасадах некоторых зданий были скульптурные работы С. Эрьзи, где они сейчас? Поиски интересующих нас зданий были безрезультатны, может быть, потому, что нас сопровождали люди, далёкие от искусства, которые ещё не имеют отношения к администрации г. Баку, либо отсутствие нашего времени, либо тех зданий уже нет.
Так, мы не нашли здание Политтехникума Азербайджана, где Наркомпросом было выделено помещение под мастерскую, которая являлась отделением Высшей художественной школы, гостиницу «Старая Европа» (тогда проезд Кнунянца, 4 над рестораном «Новбахар», куда С. Д. Эрьзя со своей женой и ученицей Е.И. Мроз жили временно, заселились после приезда из Батуми), здание художественной студии, преобразованной в Высшие художественные мастерские, которые в 1922 году были переименованы в Высшую художественную школу с классами - натюрмортным, головным, фигурным и натурным. Впоследствии это - Азербайджанское государственное художественное училище имени А. Азим-заде. Школа размещалась в то время на третьем этаже дома №6 по улице Гоголя.
Нас интересовала мастерская, находящаяся во дворе Бакинского политехнического института на Станиславской улице (впоследствии Азербайджанский институт нефти и химии, проспект Ленина, 20). Где это двухэтажное здание довольно большой площади, с огромными окнами, с высокими потолками? Где же тот самый ресторан с экзотическим названием «Дарданеллы», где была устроена студенческая вечеринка по случаю пятилетнего юбилея учебного заведения — Высшей художественной школы? Мечтал перешагнуть через порог газеты «Бакинский рабочий», куда в сентябре 1924 года по договорённости с главным редактором газеты П.И. Чагиным приходил великий русский поэт Сергей Есенин по поводу публикации «Баллады о двадцати шести», приуроченной к шестой годовщине расстрела бакинских комиссаров. Именно после посещения редакции поэт знакомится с великим Эрьзей, посещает жильё Степана Дмитриевича и Елены Ипполитовны Мроз.
Часто Степан Дмитриевич проводил вечера у художника и кинорежиссёра Владимира Владимировича Баллюзека. Однако мы не нашли источник, указывающий его адрес.
…Во второй половине июля 1925 года Степан Дмитриевич Эрьзя уезжает из Баку навсегда, а нам вновь и вновь хочется вернуться в этот сказочный город нефтяников, где с октября 1923 года по июль 1925 года творил наш великий земляк, учил пластическому искусству своих студийцев.
За короткое время пребывания нам не удалось найти все интересующие нас здания и скульптуры, связанные с творчеством С. Д. Эрьзи, но, надеемся, удастся побывать в этой сказочной стране ещё не раз и убедиться в том, что помнят, чтят нашего великого земляка и ценят его вклад в становление и развитие азербайджанской скульптуры, помнят, кто стоял у истоков зарождения пластического искусства в республике нефтяников, в стране красивых и гостеприимных людей!
Газета "Известия Мордовии" (Республика Мордовия) от 28 сентября 2019 года
Автор:
Геннадий Гребенцов