10.02.2020 08:33
Давным-давно, когда не было ни самолетов, ни даже поездов, по вымощенным булыжником дорогам ходили овсяные медведи и ездили бродячие театры. Реквизит был самый немудреный – ширма, простенькие декорации да куклы, каких с древнейших времен умели делать все деревенские жительницы. А бывали и такие уголки, куда никакой бродячий театр добраться не мог. Тогда жители на праздник что-нибудь сами придумывали, и чаще всего это были сюжеты из Библии или жития какого-нибудь доброго святого.
Мир изменился. Булыжные дороги кое-где остались, даже неподалеку от Соснового Бора такая есть – правда, по ней уже мало кто ездит, потому что параллельно идет вполне современное шоссе. А вот песен и сказок на языках народов, которые еще совсем недавно населяли территорию современной Ленинградской области, стало намного меньше – то есть они записаны, но чаще всего хранятся в архивах. Но то, что когда-то было создано, бесследно не исчезает. Наступает момент, когда люди, которые хотят странного, достают из хранилища запыленную рукопись, пытаются ее прочесть – и вдруг обнаруживают, что понимают язык своих предков. Делают кукол и декорации, ставят сказку и показывают ее зрителям…
Именно это и произошло в минувшую субботу в Городском театральном центре «Волшебный фонарь». Сюда приехали волонтеры из Центра коренных народов Ленинградской области с программой «Дорогами овсяного медведя».
В Центре занимаются многими интересными вещами – записывают старинные песни и обряды, ищут в архивах записи, сделанные много лет назад, когда еще в одних только Котлах обнаружили сорок тысяч неизвестных дотоле песен, а в Ковашах звучали совершенно не такие сказки, как сейчас. Волонтеры пишут книги, в которых говорится об истории и обычаях разных народов, воссоздают музыкальные инструменты, разучивают игры и танцы, когда-то бытовавшие в городах и весях Невского края… Словом, жизнь Центра скучной не назовешь.
Вечер в «Волшебном фонаре» начался с кукольного спектакля. Это была история о Святом Георгии. Так, как ее представляли себе вожане – жители деревни Краколье, что на Кургальском полуострове, рядом с Усть-Лугой. И спектакль шел на двух языках – русском и водском. Водский в Сосновом Бору сейчас мало кто понимает, хотя еще каких-нибудь тридцать лет назад он постоянно звучал, например, в поезде, ходившем со станции Калище в Усть-Лугу. Но язык не должен умереть, ведь чем в стране больше разных языков и культур, тем она богаче, и Ленинградская область может быть самым настоящим миллионером, потому что у нас живут люди многих национальностей, которые еще не утратили связи со своими культурами. Но область будет богатой лишь в том случае, если удастся это все сохранить.
Георгий по-водски – Юрчи. Он, конечно, расправляется с драконом (который в нашем случае живет где-то в море, что естественно, ведь вожане исстари жили на Балтике и по берегам больших рек и озер). Где-нибудь у большого дуба – знатоки утверждают, что такой дуб был когда-то и в самом Краколье. И девушку-вожанку он спасает, только вот в конце змея везут в Ленинград в музей. Такое вот переосмысление классического сюжета, записанное уже явно в советское время. А змей-то совсем нестрашный, симпатичных даже, хотя в старину и утаскивал девушек. Но, наверное, исправился, потому что с маленькими зрителями он с удовольствием поиграл. А потом юные зрители и их родители и сами узнали, как делать кукол – а если не узнали, то непременно узнают в будущем, ведь мастера из Центра коренных народов – частые гости в нашем городе.
Привезли гости и старинный народный инструмент. У финнов он называется кантеле, у ижор – каннель, а у русских был похожий инструмент, который назывался гусли. Отличалась только форма. Под этот инструмент исполнялись песни и сказания на разных языках. Потом он как-то вышел из употребления, но сейчас переживает второе рождение. Звучит он не только на фольклорных фестивалях, но и на рок-концертах, например. И немалая роль в возрождении этого инструмента принадлежит Елене Ведайко. Она не только сама его освоила, но и других постоянно учит, и на встрече в Сосновом Бору играл целый ансамбль. Потом у каждого желающего была возможность попробовать – а желающих оказалось очень много!
Пришедших даже пришлось разделить на группы. Пока одни осваивали кантеле, другие разучивали народные игры. Как вы думаете, сколько игр можно придумать… с самой обычной скалкой? Немеряно, как выяснилось. Ведь ее можно взять в руку, зажать между подбородком и плечом – да попробовать передавать на скорость. Спортивные снаряды ведут свою историю вот именно от таких предметов, которые были когда-то в каждом доме.
И все эти веселые игры, симпатичные куклы, интересные музыкальные инструменты наверняка запомнятся маленьким зрителям Пусть даже не каждый ребенок сразу освоил название. Но непременно вспомнит, когда придет время. Ведь он живет на этой земле – и представления о красоте, которые были у жителей этого края прежде, непременно найдут путь к его сердцу.
terastudio
Автор:
Ирина Полякова