13.02.2020 17:13
Есть в зареченской стороне Сюмсинского района небольшая деревня Зятцы. Это сейчас она небольшая, с пустыми глазницами окон, с двумя-тремя жилыми домами. А когда-то тишину в деревеньке пронзали детские голоса, рокот тракторов и машин, жизнь кипела.
Что можно отнести к достопримечательностям деревни Зятцы? Уверена, что все назовут вековые тополя.
Тополя были высажены жителями по концам деревни в конце XIX – начале XX века. Граница. По рассказам старожилов А. И. Сергеевой (Селезневой) и А. Исупова, тополя под горой высаживала Ермолаева Федосья Петровна, а на горе, строго в одну линию, тополя посадил Крякушин Матвей Лукьянович. В памяти жителей деревни он остался как дедушка Матюшка, который жил в Сюмсях вместе со своей бабушкой Алёнкой. Его дом (перекресток ул. Пролетарской и пр. Бородинский) являлся домом заезжих для Зятцинского колхоза. Скорее всего, Матвей и сам был выходцем из Зятцев. Однако существует немного иная версия происхождения тополей. Из воспоминаний А. М. Ленточкина: "Как говорила бабушка и родители, тополя посадил Пантюхин, который жил на краю деревни и на месте своего дома и огорода посадил эти тополя. Родственница этого Пантюхина (возможно, дочь) жила в Сюмсях, её звали Алёнка. Пока она была жива, к ней постоянно заходили деревенские, чтобы дождаться попутную машину в деревню". Но как бы то ни было, тополя в деревне старики называли Матюшкиными.
Так как же произошло название Зятцы? Этимология слова Зятцы не определена. Согласно Википедии, название Зятцы происходит от удмуртского ӞZатча, что, в свою очередь, является именем языческого божества воршуда. Таким образом, можно предположить, что основателями деревни были либо потомки человека, носившего это имя, либо группа людей (семья, род), поклоняющаяся данному божеству. (Вспомним, что древние удмурты принадлежали к языческому вероисповеданию).
В ландратской переписи населения от 1715 года деревни Зятцы еще нет. В то время как Зон-Шудзи (Зон), Водзи-Шудзи (Кузлук) уже существовали. Это говорит о том, что Зятцы появились приблизительно во второй половине XVIII века. И старое название деревни Зятцы, Зятца-Шудзи, указывает на название двух удмуртских родов (Зятца и Шудзи). Хочется немного продлить этимологическую цепочку: ӞӞZатча – "Зятцы-Шудзы" – шудзы – божество воршуд – воршуд (от удм. вордыны "родить, растить" и удм. шуд "счастье" – из Википедии). Вот и получается, что в Зятцах жили люди, рожденные для счастья.
Обычное расположение селений определялось близ природных водоемов. В Зятцах же крупных водоемов нет. Что именно привлекло народ в эту местность? Очевидно, родники. В свое время на территории деревни было несколько небольших родничков, которые стекали в низменность за деревней, образуя прудик, называемый жителями Максим-ты (Максимты). В более позднее время пруд стали называть Гусиным прудом. В народе сохранилось название лишь одного родника – Ванька-шур. Стекали в Гусиный пруд и вешние, талые воды с деревенских одвориц. Более крупным, ближайшим к Зятцам источником воды была речушка Визирма, исток которой находится в урочище Краснояр (Красный Яр – на карте 1960 г). Местные жители называли Визирму Дальней речкой и ходили к речке полоскать белье и варить кумышку. В дальнейшем, при расширении посевных площадей, иссякли все родники близ деревни. Исчез и Гусиный пруд. Кто такие были Максим и Ванька, чьи имена носили водоемчики, мы вряд ли когда-либо узнаем… "Уже в начале семидесятых годов пруд для купания местные ребятишки под руководством колхозного бригадира запрудили сами, когда во время игр вдруг нашли родничок, вытекающий из-под земли", - вспоминает Н. И. Торопова (Мезенцева). Сама деревня располагалась по склону довольно высокого холма и делилась жителями на "гору" и "подгору".
Но вернемся к старине. В переписи населенных пунктов от 1859 года Зятцы носят название Зятцы-Шудзы, имеют 15 дворов. Проживают в деревне 126 жителей. Мельница уже существовала в то время. Что приводило ее в действие, если водоемов не было, а точкой отсчета появления электричества в России принято считать 1879 год? Ветер? Либо в переписи учли Красноярскую или Ахметовскую мельницу. В 1891 году появился Зятцинский район. Район был условным. Для удобства в подсчете и учете административных единиц и была необходимость разделения территорий на такие условные районы.
Хотелось бы больше знать о школе в Зятцах. Из книги И. М. Рябова "Сюмси. Век за веком, за годом год": "В "Журнале постановлений Малмыжского земского собрания" публикуется смета народных училищ в 1903 году. Из сметы следует, что школы тогда были в Блаж-Юсе – 43 ученика, Каксях – 41 ученик... Зятцах – 51 ученик…". Имя первого учителя, скорее всего, тоже кануло в лету. В одной из художественных повестей В. В. Кулябина, уроженца Зятцев, в которой он описывает нашу местность в период Гражданской войны, упоминается двухэтажный дом местного богача: "…только одна двухэтажная, оббитая свежим тесом постройка под железной крышей возвышалась над соломенными ветхими избами…". Библиотекарь З. К. Ермолаева утверждала, что именно это строение в Зятцах было отдано в дальнейшем под школу. К сожалению, фотографии школы до сих пор не найдено. Из воспоминаний нашего земляка А. М. Ленточкина: "Крыша у школы была железная, которая, как говорилось в среде малышей, могла "спасти от немецких бомб". Занимались мы как на первом, так и на втором этажах. В каждом классе стояли печи, около которых зимой мы грелись. Потолки на втором этаже, что особенно бросалось в детские глаза, были очень высокими. Говорили, что это здание, как и здание почты и сельского Совета в Гуре, построено купцом Лубко".
Вот еще одна выдержка из повести Кулябина: "... В коротких штанишках бежит он за Васькой, закадычным другом, за деревню, в поле. Заветное место у них – прудик: когда-то копали мужики глину для своих печей, и вешние воды заливали каждый год большую яму до краев. Ох и любили деревенские мальчишки здесь плавать!" Глиняная яма находилась за деревней в сторону Лемов. Был в деревне и Черный угол – лес по дороге в Ахметы и Качающийся Лог – заросшее болото в низменности в сторону Краснояра.
Не могу сейчас назвать точную дату, но при создании коллективного хозяйства Зятцы стали центральной усадьбой колхоза. Причем название колхоза менялось: "Рассвет", "Маяк"... В силу своего возраста я помню лишь название "Маяк". О нем и буду говорить дальше.
Старожилы деревни вспоминают, что когда-то была в Зятцах и смолокурня. Велась добыча смолы хвойных пород деревьев. В 1960-е годы смолокурни уже не было. Основной род деятельности колхоза – это, естественно, земледелие и животноводство. В Зятцах имелись магазин, кузница, пилорама, овчарник, конный двор. (Уже в наши дни в старой прессе прочла, что в Зятцах были породистые кони). Имелась даже колхозная пасека, перевезенная из Ахмет. Были зерносклады и овощехранилище. Механизаторский блок имел гаражи и базу ГСМ. Позже появилась столовая, где готовили горячие обеды для механизаторов. В центре деревни была контора колхоза, которая располагалась на верхнем этаже двухэтажного здания. Нижний этаж был отдан под библиотеку и медпункт. Председателя своего, Касихина Андрея Григорьевича, и сегодня зятцинцы вспоминают с уважением. Вся культурно-массовая работа проводилась силами работников библиотеки, школы и комсомольцев. Комсомольская организация, возглавляемая комсоргом З. И. Ермолаевой, активно принимала участие в жизни колхоза. Это и проведение субботников, воскресников, и заготовка дров для клуба, веткорма для скота, и сбор сухой листвы для утепления омшаника, овощехранилища, и организация мероприятий по соцсоревнованию молодежных бригад между колхозами, и другие мероприятия… Много дел было у молодежи тогда! Ежегодно проводились новогодние елочки для детворы и бал-маскарады для взрослых. Школьники выступали с концертами перед жителями своей деревни, ездили с концертами в Гуру.
Часто в Зятцах демонстрировались художественные фильмы в старом клубе (новый клуб был на стадии строительства). Киномеханик из Сюмсей с кинобанками закрывался в своей кинобудке. КИНО! На сеансы собиралась вся деревня. Ребятню-безбилетников не пропускали, но они все равно проникали, и за экраном смотреть фильм было еще интереснее.
Молочно-товарная ферма (коровник) была изначально в деревянном исполнении, затем, в начале семидесятых, в колхозе построили из кирпича животноводческий комплекс, в который входили здание для крупного рогатого скота, отдельное здание для молодняка, кормоцех. Коллектив животноводов был большой, активный. Не раз зятцинские доярки выходили с предложениями о соревновании между фермами. Часто их имена публиковались в районной газете. МТФ колхоза была в числе передовых ферм района.
За Зятцами стояла старая одинокая сосна, возвышаясь над деревней как мачта.
Неоднократно от бывших жителей я слышала, что в деревне в давние времена жили марийцы. Факт не подтвержден. В переписи 1926 года в графе "мари" стоит прочерк. А в более ранних переписях национальность не указана вообще. Но само присутствие в документе данной графы наводит на размышления, да и старики рассказывали… А рассказывали старики, что марийцы посадили на возвышенности близ Зятцев три сосны. Много времени прошло с тех пор. "Одну сосну спилили рабочие смолокурни для добычи смолы, - вспоминает А. И. Сергеева (Селезнева) рассказы своих родителей. - Но смолы было очень мало. И рабочие только пожалели о сгубленном дереве". Вторая сосна погибла от удара молнии. Третья выстояла во время той грозы, но сильно обгорела. Из воспоминания А. М. Ленточкина: "Моя бабушка, Евдокия Фёдоровна Сорогина, говорила, что посадили её (сосну) черемисы (марийцы), когда уходили из деревни. Это вполне возможно, т. к. продолжительность жизни сосны обыкновенной составляет 300-400 (и до 600 лет). Если учесть, что марийские племена имели довольно тесные отношения с Казанским ханством, то во времена взятия Иваном Грозным Казани (1552 г.) марийцы стали гонимыми. Поэтому вполне возможно, что нашей сосне было не менее 400 лет". Получается, что древние удмурты пришли уже на обжитое кем-то место? И Зятцы тогда назывались не Зятцами? Очень интересно! Обгоревшая сосна стояла много-много лет, провожала и встречала путников, шедших по тропинке возле ее корней.
Пролетает время… Исчезает деревенька… А тополя стоят и поныне, шелестя густой листвой и удивляя своими необъятными стволами приезжающих на встречу с деревенькой бывших жителей.
"Знамя"
Автор:
Елена Ермолаева