07.07.2008 11:25
В старину встречи между разными группами ханты проходили в священных местах, например, в Белогорье. Люди собирались не только для того, чтобы пообщаться и совершить обряды. Как правило, на таких встречах люди продукцией охотничьего промысла, сосватать своих дочерей или найти себе невесту. В последнее время эта традиция стала забываться.
Нынешняя встреча молодых ханты состоялась в рамках II Международного экологического фестиваля "Спасти и сохранить" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Детская этнографическая экспедиция носила название "Встреча родов ханты, проживающих на реках Тромъёган, Пим, Лямин, Сыня".
Эта экспедиция — не просто путешествие в соседний округ, а восстановление утраченных связей, объединение людей, общающихся на разных диалектах и имеющих небольшие различия в традиционной культуре. Ценность этой акции заключалась в том, чтобы сургутские и сынские ханты получили представление о сохранившейся материальной и духовной культуре. Ведь достоверное представление можно составить только при непосредственном общении.
Сходства и различия
Подобная акция проводилась впервые. Инициаторами выступили сургутские ханты — представители родов Сопочиных, Ермаковых, Песиковых. В состав экспедиции входили 15 человек, 9 из них дети. В большинстве своем они живут с родителями, дедушками, бабушками или с другими родственниками на родовых угодьях, стойбищах, сохраняют связи со своими истоками и только на время уезжают учиться в поселки и города.
Участники экспедиции посетили Мужи, Ханты-Мужи, Овгорт, Нымвожгорт, Утвожгорт, Овалынгорт, Хорпунынгорт, Лорагорт, Тильтим, где проживают рода Макаровых, Куртямовых, Лонгортовых, Пугорчиных, Вальгамовых, Талигиных, Еприных, Тыликовых.
Во время экспедиции состоялся обмен опытом в области охоты, рыболовства, оленеводства. Сургутские и сынские ханты узнали много полезного и интересного о своих культурах, поделились ремесленными, охотничьими и спортивными навыками.
Живое общение сургутских детей со старожилами маленьких сынских деревень (гортов) дало им знания об утраченных старинных традициях сургутских ханты. Сургутские и сынские ханты с большим интересом вслушивались в речь друг друга, рассматривали одежду и пытались найти сходства и различия.
Вечерами женщины и девочки кроили и шили платья, халаты, куклы, плели бисерные украшения. Каждая женщина могла многое рассказать о национальной одежде и о том, как сшить или украсить ту или иную деталь. На Сыне многие носят хантыйские платья и орнаментированную суконную верхнюю одежду.
Между собой сынские ханты общаются на родном языке. В каждом крупном населенном пункте созданы фольклорные группы, открыты краеведческие музеи. В Ямгорте перед гостями выступил детский танцевальный ансамбль, в Азовах — фольклорная группа «Лапат Эви». Танцы и песни сынских ханты отражали красоту горной реки Сыня.
Овгорт поразил гостей спортивными достижениями. Каждый учащийся школы влюблен в национальные виды спорта. За время пребывания на Сыне спортивный азарт передался и сургутским детям. Спорт объединил и сдружил детей сургутских и сынских ханты.
Ценный материал
Прошедшая акция позволила сотрудникам Научно-исследовательского института угроведения (Ханты-Мансийск) собрать бесценный научный материал о традиционной культуре сургутских (восточная группа) и сынских (северная группа) ханты. Сотрудники телерадиокомпании "Югра" и Государственной телерадиокомпании "Югория" сняли интересный видеоматериал, а «Наше радио» (Сургут) для программы "Песни малых народов" записало песни родов Макаровых, Куртямовых, Лонгортовых, Пугорчиных, Вальгамовых, Талигиных, Еприных, Тыликовых. По результатам экспедиции "Встреча родов ханты…" созданы телепередачи и издан сборник.
Сургутские ханты смогли сами определить, насколько сохранились культура, традиции, верования сынских ханты, и задать себе вопросы "Кто я? Откуда берет начало мой род? Буду ли я вносить свой вклад в дело сохранения и развития языка и культуры предков?
"Postimees"
Автор:
Раиса Решетникова