13.04.2020 09:46
Пермская земля хранит тайну, над разгадкой которой историки бьются уже двести лет, пытаясь объяснить точное предназначение амулетов из древних святилищ.
Бронзовые фигурки людей, птиц и животных настолько своеобразны, что археологи окрестили их «пермским звериным стилем». На талисманах изображены люди-лоси и люди-птицы, крылатые волки, ящеры — впору поверить, что у подножия Уральских гор жили племена оборотней. А потом — исчезли, и только амулеты остались нам в наследство от того удивительного народа. Русские переселенцы называли его «чудью».
Клады
Два века назад пермские крестьяне боялись даже в руки брать такие находки. Мужчины испуганно крестились, когда лемех плуга выворачивал из пашни позеленевшую медную бляшку с драконом или с крылатым волком. На счастье, одна из таких находок попалась на глаза лесничему Теплоухову, что служил в имении Строгановых. Он стал платить каждому, кто приносил ему выкопанную из земли древность. Когда лесничий показал коллекцию медных пластин в Санкт-Петербурге, историки ахнули. Археологические экспедиции, отправленные в Пермскую губернию, подтвердили — коллекция Теплоухова не мистификация. Бронзовые фигурки находили в древних могильниках и на местах, где в прошлом совершались шаманские обряды. Что удивительно — литейные приспособления лежали в женских могилах. Выходит, загадочные звериные фигурки изготавливали женщины!
Споры
Сейчас пермский звериный стиль стал мировым брендом — «чудская медь» украшает не только музеи нашего края, и в Эрмитаже для неё нашлось место. Но даже на научных конференциях историки не могут однозначно назвать истоки происхождения талисманов. «Корни зверолюдей нужно искать в скифско-эллинской культуре!»,- авторитетно утверждают одни и как аргумент показывают украшения из причерноморских курганов. «Пермские мастера черпали вдохновение у сасанидов!»,- гнут свою линию другие и предъявляют фотографии чаш с похожими сюжетами, изготовленных в древнем Иране. «Пермские ящеры похожи на китайских драконов!»,- резонно замечают китаеведы. «И русский Змей-Горыныч, заметьте, тоже!»
В спорах доходит до того, что пермский звериный стиль особо азартные исследователи пытаются породнить с египетскими богами, которых изображали с львиными, кошачьими и птичьими головами, и даже амулетами майя. Вполне возможно, что все точки зрения (ну, кроме фантастической гипотезы об «опермячивании» майя) недалеки от истины. Кама в начале первого тысячелетия нашей эры, а именно на эту пору приходится расцвет пермского звериного стиля, была важным торговым путём для всего цивилизованного мира. Азия с Европой интенсивно обменивались товарами, пока монгольское нашествие не оборвало веками налаженные связи.
Наверняка древние пермские литейщики видели и иранские, и китайские, и греческие, и скифские товары — в прикамских городищах встречаются изделия и монеты из многих стран света. Но воплощённые в металле образы были всё-таки свои, уральские.
— Они отражают мифологию коренных обитателей Прикамья, — убеждён доцент Пермского госуниверситета Андрей Мельничук. — В легендах народа коми есть упоминания о трёх мирах, которые связывают друг с другом коршуны. А волки и медведи до сих пор считаются сакральными животными.
Амулеты
Большинство исследователей склоняются к тому, что бронзовые фигурки и пластины имеют магическое предназначение. Древние люди верили, что такие амулеты отпугивают врагов, помогают на рыбалке и на охоте, спасают от болезней. Не случайно археологи чаще всего откапывают их на месте старых святилищ. Наверняка и само литьё этих фигурок было магическим обрядом — женщины мастерили их не только как украшение, в первую очередь бронзовые личины были оберегами.
Украшая одежду, пояса и оружие, колдуньи подбирали амулеты, вкладывая тайный смысл в комбинации звериных фигурок. Быть может, такие комбинации талисманов были и средством общения, в какой-то мере заменяли письменность. Ведь сюжеты пермских амулетов повторяются, их можно выделить в группы, как и египетские иероглифы. А люди с орлиными, волчьими и лосиными головами, похоже, действительно были.
Вспомните костюмы индейских вождей в Северной Америке или одежду сибирских шаманов: вожди и жрецы отождествляли себя с сильными зверями и птицами. И, что удивительно, это добавляло не только солидности, но и здоровья. Так, во время одной из экспедиций в Горный Алтай шаман вылечил журналиста от простуды, камлая медвежьей лапой.
Так что к древним амулетам следует относиться с уважением: вдруг их магические свойства с годами становятся только сильнее?
"В курсе"