21.05.2020 09:19
Помните Цветочка и Матрёну? Каждую пятницу бабушка смотрела юмористическую передачу с «Новыми русскими бабками» и заливалась заразительным смехом. С тех пор утекло много шуток, юмористических форматов и самих комиков. Это развлекательное направление приобрело много новых лиц и превратилось в большую индустрию с огромной аудиторией. И сегодня сложно пересчитать количество юмористических передач и шоу.
Во многом такой скачок в этой сфере произошёл благодаря практически безграничным возможностям интернета, в частности, YouTube, где в отличие от других средств массовой информации существует гораздо меньше ограничений. Поэтому размещаемые здесь видеоролики, в том числе комедийный контент, вызывают живой интерес.
Как оказалось, Удмуртия тоже не отстаёт в этом вопросе и создаёт свой уникальный юмористический продукт на национальном языке.
Новая жизнь удмуртского юмора?
Главным комиком удмуртской сцены был Анатолий Ушаков – заслуженный артист России и Удмуртии, автор сатирических и юмористических произведений, основатель эстрадного ансамбля «Шулдыр ӝыт» (перевод с удм. – «Весёлый вечер») и его руководитель на протяжении 27 лет. Его юморески отображали повседневную деревенскую жизнь, в которых удмуртский зритель узнавал соседа или самого себя, поэтому они находили отклик в сердцах людей.
В декабре 2004 года Анатолия Ушакова не стало. Он погиб в автокатастрофе. И продолжать его дело в комедийном направлении оказалось некому. По мнению руководителя отдела по работе со СМИ и общественностью Дома дружбы народов Александра Бикузина, это один из многих феноменов Удмуртии: «Сказать, что не нашлось желающих, неправильно. Но 13 лет назад удмуртской эстрады вообще не было, не выходили новые песни, не говоря уже о юморе».
Однако утверждать, что юмористический жанр исчез с удмуртской сцены нельзя, огонёк в костре всё же поддерживается. Ури-бери Орина – учительница из Малопургинского района Ирина Филимонова – ставит смешные миниатюры в образе удмуртской женщины. Изредка на сцену с юмористическими монологами выходит Вячеслав Цветной. И, пожалуй, всё.
Активная удмуртская молодёжь из Дома дружбы народов и общественной организации «Куара» (перевод с удм. – «Голос») решила вдохнуть новую жизнь в мир шуток и комедии и уже запустила пару проектов. Один из них «Горон быдтон» – это удмуртский аналог «Лиги плохих шуток» на русском языке, созданный на основе популярного во всём мире формата bad jokes telling. Короткие выпуски шоу носят характер юмористического поединка между двумя людьми. После каждой шутки участник получает призовое очко, если его соперник рассмеётся. В итоге тот, кто наберёт больше всего баллов, выигрывает.
– Это исключительно видеоконтент для размещения на интернет-площадках, – рассказал Александр Бикузин.– «Горон быдтон» – очень дерзкий проект с возрастным ограничением 18+, потому что там могут прозвучать шутки за гранью, которые некоторым могут даже показаться оскорбительными.
Udmurt Stand Up
Второй проект – Udmurt Stand Up. В отличие от «Горон быдтон» удмуртский стендап проходит на сцене и собирает живую публику в зале. Формат мероприятий такой же, как и в русском стендапе, только монологи комиков звучат на удмуртском языке, и выступления они пишут сами, а не армия профессиональных авторов. Ведущий в лице Александра Бикузина, который также является организатором и идейным вдохновителем проекта, объявляет комиков, они выходят на сцену и рассказывают смешные истории. До начала пандемии коронавируса и введения режима самоизоляции ребята успели провести четыре таких вечера, которые превзошли ожидания.
– Год назад, когда я ещё только планировал удмуртский стендап, я не думал, что к нам придёт много людей. Предполагал, что будет человек 10 зрителей и 5-6 участников. На деле цифры оказались в два раза больше. Если раньше я искал и уговаривал участников, то сейчас они приходят сами и хотят выступать. Они понимают, что это не такой юмор, который звучит на эстрадных концертах. Молодёжи интересно что-то необычное, они ищут новые форматы, – отметил Бикузин.
Главное требование к монологам комиков – это отсутствие русского мата. Также нельзя оскорблять чувства и достоинство людей. Других ограничений нет, поэтому комики могут шутить на любые темы – от политики до секса.
«Комик делает смешные вещи, хороший комик делает вещи смешными»
На удмуртских стендап-вечерах выступает примерно по 10 комиков – это не профессиональные юмористы или артисты, а в основном молодые люди, которые хотят шутить: учитель танцев, ведущий, работник культуры, полицейский, временно безработный… Почему-то у настоящих актёров в нашей республике не принято принимать участие в подобных мероприятиях, вероятно, они воспринимают это как самодеятельность. Как отмечают организаторы, после каждого проведённого стендапа появлялись желающие попробовать себя на сцене, но не у всех хватает времени подготовиться, а кто-то не может перебороть своё стеснение. Однако смельчаки всё же находятся.
Августина Михайлова работает методистом Дома Дружбы народов в Ижевске и до стендапа ни разу не выступала на сцене в качестве комика. Её шутки в основном посвящены удмуртскости и финно-угорскому миру:
– На первом стендап-вечере мне показалось, что и комики, и гости не были готовы к такому формату. В последующем это недоумение прошло, зритель привык и начал смеяться. На мой взгляд, у удмуртов нет самоиронии. Если в русском стендапе можно шутить друг над другом, и никто чаще всего не обидится, то в нашем случае это более щепетильный вопрос. И как такового понятия «удмуртский юмор» никогда не существовало среди молодёжи. Потому что раньше шутки были ориентированы на старшее поколение. Сейчас, мне кажется, что удмуртский юмор должен быть более интересным, острым и задевать темы удмуртлыка.
Жизнь Екатерины Бехтеревой всегда, так или иначе, была связана со сценой. Сейчас она работает в национальном центре удмуртской культуры «Быгы», поэтому также проводит на ней много времени. Однако «шутить по-настоящему» пришлось впервые:
– Я плохо знаю теорию шуток, поэтому просто интуитивно пытаюсь смешно рассказать о случаях из жизни, порой перенимаю манеры своих любимых комиков. Иногда смешно, а иногда нет. К тому же нужно понимать, что ко всему новому зритель относится настороженно, особенно если это ещё не совсем обрело свою форму. Удмуртский юмор только-только начал зарождаться, он ещё такой страшненький, неказистый, и нравится пока только тем, кто работает над его созданием. Он как ребёнок, но если его взрастить, воспитать – будет всем на радость. Стендап – это очень круто и современно. А удмуртский стендап создаётся для того, чтобы показать, что удмуртский язык жив, и он невероятный.
Фёдор Байданов из деревни Старые Быги Шарканского района известен в творческой среде как харизматичный самоироничный самородок:
– Шутки придумываю абсолютно спонтанно, не бывает так, чтобы часами сидел над бумагой. Главное, чтобы под рукой была ручка, когда приходит мысль. Зрители весьма благодушно встречают выступления. Но это всё зависит, конечно, от контингента и от того, в каком виде подаётся материал. Нам повезло, что гости понимают, что наше дело только начало развиваться, и каждое выступление заканчивается бурными аплодисментами. Ну, а мы, в свою очередь, будем двигаться вперёд и заряжать хорошим настроением всё больше людей.
Новые юмористические проекты
Организаторы не намерены останавливаться на двух проектах, они готовятся к запуску шоу «Прожарка» на удмуртском языке. Суть этого юмористического формата состоит в том, что комики шутят над приглашённым в студию героем. Причём это очень жёсткий, местами чёрный юмор, выслушивать который в свой адрес готовы далеко не все.
– Сегодня в удмуртском юморе не хватает злободневности. Мне хочется, чтобы было больше шуток про политику и удмуртский мир в социальном аспекте, – поделился наблюдением автор проекта.
Действительно, сейчас юмористическое направление, как мы уже говорили, очень перспективное и прибыльное дело в шоу-бизнесе. И вполне вероятно, что у новых удмуртских юмористов в дельнейшем появится возможность зарабатывать на этом деньги: выступления на концертах, корпоративах и так далее. Но пока всё делается на голом энтузиазме, доход от продажи билетов на стендап-вечер уходит на оплату аренды помещения, съёмку и монтаж видео. Однако помимо поиска каких-то финансовых благ ребята в большей степени преследуют более возвышенные цели.
– Мы видим свою миссию, свою цель в том, чтобы у удмуртов появилась самоирония, они научились смеяться над собой. Это будет нашей победой, потому что это высший пилотаж, – считает Александр Бикузин.
Газета "Удмуртская правда"