27.05.2020 09:35
«Со всеми своими сокровищами ушла чудь под землю», — говорят люди. Что это за чудь такая, таинственный народ? Журналистка Елена Хорошева решила в этом разобраться, ведь каждому важно, откуда он родом, где его корни? Путешествие в своё прошлое — это детектив, авантюрный роман и психотерапия одновременно. И в это приключение она зовёт вас с собой.
А вам доводилось находить в земле клад? Мне вот только ржавые гвозди. Хотя нет. Однажды, когда мы копали картошку, я нашла подкову. Моим соседям везёт больше. Они находят монеты, крестики и даже фигурки животных. Те самые, из Пермского звериного стиля! Они называют их чудскими и хранят как семейную реликвию.
— Как ни выйду в огород, так что-нибудь и нахожу. Обычно монеты. Самых разных лет. Начиная с 1700 года, — рассказывает моя соседка в одной из деревень Юсьвинского района и выкладывает передо мной потемневшие чеканные деньги.
— Ещё попадаются крестики.
— Ну и такой вот ценный экземпляр как-то нашла.
На льняной скатерти появляется предмет знаменитого Пермского звериного стиля — медвежья голова, как бы лежащая на вытянутых лапах. Выполнена работа поразительно аккуратно: прорисованы и уши медведя, и глаза, и морда, и даже когти. Линии плавные, изящные.
— Он был совсем чёрный. Я время от времени его тру, и чернота, смотри, стала сходить, — говорит хозяйка «сокровища». — Скорее всего, это изделие из бронзы. Думаю, это был медальон. Видишь отверстия? Наверное, они предназначены для веревочки.
Предметы Пермского звериного стиля изготавливались из бронзы, меди, сплавов на медной основе и кости. Свой расцвет Пермский звериный стиль получил в раннем железном веке и эпохе Средневековья. В народе такие изделия называют шаманскими изображениями или чудскими образками. Считается, что использовались они в качестве культовых предметов при священных обрядах.
— Жители нашего района тоже находят такие предметы, — рассказывает заведующий музеем при Больше-Кочинской школе Кочевского района Василий Гагарин. — Это наконечники стрел и копий, шумящие подвески, фигурки птиц и животных. Кто-то отдает находки в музей, кто-то оставляет себе, а кто-то продаёт.
Справка:
Пермский звериный стиль (ПЗС) — название стиля, объединяющего бронзовую художественную пластику VI-XII в. н. э. созданную средневековой цивилизацией Урала. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У ворот Сибири, в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье возникла цивилизация с особой культурой, оставившая нам свой пантеон богов и духов, воплощённый в металле. Учёные называют эту цивилизацию ломоватовской и неволинской культурой. Дописьменная культура охотников сочеталась в Прикамье с развитой религиозно-магической системой, рождённой уральской цивилизацией в диалоге с великими культурами мира.
По словам кандидата исторических наук, заведующего кафедрой Отечественной и всеобщей истории, археологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Алексея Сарапулова, в Прикамье большое количество деревень и сел находятся на месте средневековых поселений
— городищ и селищ, а также на могильниках.
— Вот местные жители и находят археологические вещи — вещи, которые использовали проживающие в этих местах люди в эпоху средневековья, — говорит ученый.
Под городищем археологи имеют в виду укрепленное поселение, а под селищем — неукрепленное. В Коми-округе такие места люди ещё называют чудскими. Поэтому вещи, обнаруженные на городищах и селищах, они нарекают, естественно, так же.
Чудь — это не этноним, это не название какого-либо народа, — остерегает Алексей Сарапулов. — Есть разные версии происхождения слова «чудь». На мой взгляд, этот термин стал использоваться тогда, когда на этой территории появилось русское население. И это русское население стало называть не своих чудью, чужим народом, то есть. Коми-пермяки впоследствии тоже стали называть тех, кто жил до них на этой территории, чудью. В пермской топонимике слово «чудь» начинает фиксироваться с XVII в. Так например, в писцовой книге М. Кайсарова 1623 г. говорится о чудском селище близ Соли Камской, в переписной книге 1678 г. упоминается чудское городище в районе Кунгура. Понятие «пермская чудь» ввел Ф. А. Теплоухов.
Федор Александрович Теплоухов был главным лесничим Ильинского имения Пермской губернии графов Строгановых. Он увлекался археологией и был коллекционером «чудских древностей».
— Раньше, когда люди находили чудские вещи, считали, что это на удачу, — говорит Василий Гагарин. — Сегодня для молодёжи это больше в диковинку.
"Звезда"
Автор:
Елена Хорошева